Новости Волгоградской митрополии

Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя, за которой состоялось прославление в лике святых священника Григория Златорунского

3 Сентября 2023

3 сентября 2023 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святых, день особой молитвы о Божием творении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За богослужением состоялось прославление в лике святых новомучеников и исповедников Российских ХХ века священника Григория Златорунского.

13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.).

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.

На малом входе состоялось прославление священномученика Григория Златорунского.

Протопресвитер Владимир Диваков и архимандрит Алексей (Туриков) вынесли из алтаря находившуюся на престоле икону священномученика. Протоиерей Андрей Бондаренко огласил постановление о включении священника Григория Златорунского в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Затем протоиерей Андрей Марущак прочитал жизнеописание святого.

При пении хором тропаря протопресвитер Владимир Диваков и архимандрит Алексей (Туриков) передали икону священномученика Григория Златорунского Святейшему Патриарху Кириллу. При пении хором величания Предстоятель Русской Православной Церкви благословил народ Божий иконой ныне прославленного святого. Затем икона была возложена на аналой для поклонения.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святой Руси.

В сугубую ектению были включены прошения о сохранении творения Божия:

«Сотворивый мир и вся, яже в нем, Господи, приими покаяние наше и во время потребно посли земли дождь и благорастворение воздухов, умири стихии, да грех наших ради не мучается и страждет тварь, молимтися, услыши и милостивно помилуй. 

Делом гордых противящийся, Господи, дела рук наших исправи, да не обратятся на главы наша и не погубят ны беды и напасти, но призри на смирение наше и низпосли благодать и мир, молимтися услыши и милостивно помилуй. 

Да не страждет лихоимств и беззаконий ради наших творение Твое, Господи, но да сохранится неврежденно от всех навет вражиих, молимтися, услыши и помилуй. 

Еще молимся о еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны движимый, и не погубити мир сей гладом, жаждею и иными бедами, но сохранити его и нас пощадити, молимтися услыши и помилуй».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о благостоянии мира:

«Господи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его. 

Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих. 

Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй ны, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь». 

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 21:33-42) содержатся слова: камень, который отвергли строители, — краеугольный камень, он от Господа.

Что же такое краеугольный камень? И почему некий краеугольный камень — от Господа? Сейчас понятие краеугольного камня исчезло, потому что возводятся железобетонные сооружения, и конструкция держится за счет силы, которая находится в самом строительном материале. А в древности дома, храмы строились из камней, и для того чтобы конструкция удерживалась, чтобы стена не рухнула и здание не разрушилось, в определенном месте должен был быть камень, на который были направлены все силы тяготения.

Именно о таком краеугольном камне и говорит Господь. Камень, который отвергли люди, и есть тот самый краеугольный камень, и это от Господа. Конечно, Господь Иисус Христос говорит о Себе, ставшем этим краеугольным камнем, Который удерживает мир от распада. Потому что человеческое общество исполнено противоречий — политических, экономических, культурных, имже несть числа. Очень трудно удержать людей воедино; действительно, должен быть некий краеугольный камень, и люди часто выдумывают таковые. Одни говорят, что это экономика; другие считают, что это эффективность политического управления. Наверное, и то, и другое правильно, но только не всеобъемлюще — правильно применительно к определенным ситуациям, конкретному времени, конкретным политическим условиям.

А есть ли у этих слов Спасителя надмирное, универсальное, всеобщее значение? Есть. Камень, который отвергли строители, краеугольный камень — это Сам Господь, и нет никакой другой силы, кроме силы Божией, способной удерживать мир от распада, человеческие общества — от деградации, семьи — от разрушения, межличностные отношения — от ослабления и, в конце концов, того же разрушения.

Чаще всего люди уповают на созданные ими технологии, на общественную этику, на политические концепции. В определенных случаях все это работает, но все это не универсально — в одной стране работает, а в другой нет. Но Господь предлагает действительно универсальную силу, скрепляющую людей воедино, и говорит: Я и есть этот краеугольный камень.

В самом деле, если люди принимают Божественное водительство или, на современном языке, лидерство, если мы, взирая на Господа, идем по Его пути, то Господь и становится для нас краеугольным камнем. Мы идем за Ним, а Он нас всех прочно соединяет, подобно камню-замку, до тех пор пока мы на место Бога — по своей воле, по своему неверию, малодушию и, как я часто говорю, окамененному нечувствию — не ставим нечто другое, что считаем достойным послужить для нас таким камнем-замком, соединяющим и удерживающим от распада.

Действительно, люди постоянно изобретают такие камни, создают политические концепции, экономические схемы, считая, что следование этим рекомендациям может обеспечить солидарность людей, их объединение. Иногда что-то получается, и выдуманные людьми идеологии выступают в качестве камня-замка. Мы знаем, что наша страна прошла через такой период — идеология скрепляла общество, соединяла людей, и казалось, что это на веки вечные. Но ведь ничего особенного в стране не произошло, а идеология перестала соединять людей, и дом распался, как сошла на нет сама идеология…

Так вот, если применять эти слова Спасителя к любой области человеческой жизни, даже самой значительной, то мы видим, что ничто не может по-настоящему соединять людей, обеспечивать их единство, кроме как сила благодати Божией.

Это единство достигается в Церкви, но ведь и в Церковь проникают соблазны, искушения, и мы знаем, что время от времени являются расколоучители, еретики. Чаще всего эти злоупотребления богословием и верностью людей Евангелию существуют недолго, а потом также исчезают, но, тем не менее, наносят ущерб церковному делу. Так вот, для того чтобы мы с вами могли сохранять единство Церкви, для того чтобы мы с вами могли сохранять верность Божественным заповедям, мы должны помнить, что здание нашей с вами общности, нашего с вами единомыслия имеет в своем основании краеугольный камень, которым является Сам Господь Спаситель. И покуда будет так, покуда мы будем верить в то, что именно Господь способен объединять людей поверх всех их различий, покуда мы будем верить в то, что только Господь — наш свет и истина, покуда мы будем уверены в том, что именно следование Ему, Его заповедям, Его слову и определяет подлинный путь духовного, вернее, всестороннего развития человеческой личности, мы будем сохранять способность, созидая свою жизнь на этом краеугольном камне, действительно избегать искушений, соблазнов, всякого рода потрясений, будь то в личной, общественной и даже международной жизни.

Что касается международной жизни, в ней так много всяких привходящих влияний, что мало кто сегодня определяет в этой сложной сфере свою позицию, исходя из слов Священного Писания. Но будем верить и надеяться, что не исчезнет из рода человеческого вера в Господа и Спасителя, что люди будут по-прежнему очень серьезно относиться к словам, которые мы сегодня слышали в Евангелии, и стараться на этом камне своей веры, на этом замковом камне, соединяющем нас и предотвращающем различного рода распады и расхождения, созидать душу свою, приуготовляя ее к Царствию Небесному, но уже здесь, в этой земной жизни, созидать то, что Богу угодно. На камне веры строить свою личную, семейную жизнь и, насколько это возможно, жизнь общественную и даже государственную.

Еще раз скажу, что не все так просто, и для многих мои слова покажутся сегодня какими-то далекими, малопонятными. Но это не мои слова; я бы никогда не дерзнул, обращаясь к людям, сказать от себя то, что сейчас говорю. Это слова Божии, а Бог поругаем не бывает. И потому, когда мы следуем слову Божиему, мы избираем самый правильный путь в нашей жизни, будь то жизнь личная, семейная, общественная или даже государственная — настолько, насколько в масштабах государства можно воплощать величайшие духовно-нравственные идеалы человеческого общежития.

Да поможет нам всем Господь идти по пути, который Он нам указал. Идти с глубокой верой, с надеждой, с доверием Господу. Идти, стараясь каждый день и час, чтобы наш путь был направлен к Небу, к Богу и, как я часто говорю, вперед. А идти вперед возможно, когда обращенность к Богу и к Небу определяет правильный вектор исторического развития народа. Дай Бог, чтобы эта взаимосвязь небесного и земного, духовного и материального была правильно усвоена в первую очередь нашим народом, о чем мы всегда молимся и к чему призываем, но, по возможности, и теми людьми, которые живут в разных странах, потому что от усвоения этой Божественной истины, несомненно, зависит будущее всего рода человеческого. И Господь да помогает нам, избравшим тот путь, о котором я сейчас сказал, взявшись за плуг, не озираться назад, но идти вперед, навстречу нашему Спасителю. Аминь».

В завершение Патриарх Кирилл пожелал верующим всегда следовать навстречу Спасителю по указанному Им пути:

«Да поможет нам всем Господь идти по пути, который Он нам указал. Идти с глубокой верой, с надеждой, с доверием Господу. Идти, стараясь каждый день и час, чтобы наш путь был направлен к Небу, к Богу и, как я часто говорю, вперед. А идти вперед возможно, когда обращенность к Богу и к Небу определяет правильный вектор исторического развития народа. Дай Бог, чтобы эта взаимосвязь небесного и земного, духовного и материального была правильно усвоена в первую очередь нашим народом, о чем мы всегда молимся и к чему призываем, но, по возможности, и теми людьми, которые живут в разных странах, потому что от усвоения этой Божественной истины, несомненно, зависит будущее всего рода человеческого. И Господь да помогает нам, избравшим тот путь, о котором я сейчас сказал, взявшись за плуг, не озираться назад, но идти вперед, навстречу нашему Спасителю. Аминь».

Патриархия.ру