Новости Волгоградской митрополии

Православный календарь, неделя 33-я по Пятидесятнице.

27 Января 2020

В Понеделник:

Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335).
реподобных отец, в Синае и Раифе избиенных:
Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея,
Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна,
Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка,
Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV-V)

Святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила
Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон ушел в пустынники,
а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице.
Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине
сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия. В Иверии святая Нина
поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях,
потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве
приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем
небо и землю, и о Христе Спасителе. После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14
января 335 года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего
родственника святой Нины. С памятью святой Нины связано нахождение хитона Христова. При распятии
Спасителя этот хитон достался по жребию одному римскому воину и после разных событий попал в Грузию.

Во Вторник:
Прп. Иоанна Кущника (V)
Прп. Павла Фивейского (341)
Свт. Герасима, Патриарха Александрийского (1714)
Сщмч. Михаила пресвитера (1942)
Прп. Гавриила Лесновского (XI) (Серб.)
Прп. Прохора Пшинского (X) (Серб.)
Прмч. Пансофия (249-251)

Преподобный Иоанн Кущник был сыном богатых и знатных родителей, живших в Константинополе в V веке. С
юности возлюбив Христа больше всего земного, упросил родителей подарить ему Евангелие, чтобы, читая,
делом исполнять написанное. Встретив инока из обители «Неусыпающих» и желая жития иноческого, тайно
ушел из дома, взяв с собой Евангелие, подарок родителей. Приняв постриг, преподобный Иоанн прожил в
обители шесть лет и превзошел многих иноческими подвигами. Желая увидеть родителей, под видом нищего
вернулся в Константинополь и поселился у ворот родительского дома в куще (то есть в палатке, откуда и
наименование святого — Кущник), не открывая себя. Родители посылали ему пищу со своего стола, как
милостыню Христа ради. Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в этой куще, терпя голод, холод
и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами. Всегда с ним было Евангелие, подаренное
родителями, откуда черпал он глаголы вечной жизни. Перед кончиной преподобному в видении явился
Господь, открыв ему, что приходит конец его скорбям и через три дня он будет взят в Царство Небесное.
Преподобный Иоанн открылся родителям и мирно почил в возрасте не более 25 лет.

В Среду:
Поклонение честным веригам ап. Петра
Прав. Максима, иерея Тотемского, Христа ради юродивого (1650)

Около 42 года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе
Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел
Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1–11). Христиане, услышав
о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним
с верою, получали исцеления. Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до Патриарха
Ювеналия, который подарил их Евдокии, супруге императора Феодосия Младшего, а она в 437 и 439 годах
перенесла их из Иерусалима в Царьград. Одну веригу Евдокия послала в Рим своей дочери Евдоксии, которая
построила храм во имя апостола Петра и положила в нем веригу. В Риме были также и другие вериги, в
которых находился апостол перед своей кончиной при императоре Нероне.

В Четверг:
Прп. Антония Великого (356)
Прп. Антония Дымского (1224)
Прп. Антония Черноезерского (XVI)
Сщмч. Виктора пресвитера (1931)
Сщмч. Павла пресвитера (1938)
Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством
одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались
молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но
еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну
общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделили общую трапезу,
подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали
называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий
Великий.
Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и
жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце:
это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов.
Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или
посылал ангела для его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои
страдания?» — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. «Я был здесь,
— сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига».Однажды, среди ужасной борьбы с
помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то
похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и
спасешься», — сказал ему ангел Господень.Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда
некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они
стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже
выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он
подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный,
сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня
оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось,
трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для
монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им
преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.Но святой Антоний в самой
пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. «Куда ты хочешь бежать?» — был голос с неба,
когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. «В верхнюю Фиваиду», — отвечал
Антоний. Но тот же голос возразил ему: «Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе
не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню». Так называлась пустыня, лежавшая близ
берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.Через три дня пути нашел
он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь
он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По
временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих
тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение.
Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему болящих; он
молился о них и исцелял их.Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал
смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и
получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит
Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил
целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое
пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула
волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке
его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному
подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий
старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в
пустыне.После братского лобзания, Павел спросил Антония: «В каком положении род человеческий? Какое
правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?» Прекращение гонений и торжество христианства в
римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой. Пока старцы
беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб. «Щедр и милостив Господь, — воскликнул Павел. — Вот
сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый
хлеб».На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил
Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил
исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы
братьев-монахов мог сказать только: «Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна,
я видел Павла в раю». На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящего на небо среди сонма
ангелов, пророков и апостолов.«Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я
узнал тебя и так рано ты уходишь!» Однако, когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и
недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких
часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и
завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую
могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.
Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил
наименование Великого.

В Пятнцу:
Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских.
Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия
Прп. Маркиана Кирского (388).
Прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550).
Прп. Афанасия Наволоцкого (XVI-XVII).

Святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, установлено совместное празднование в
знак глубокой благодарности Святой Церкви за многолетние неустанные труды в утверждении догматов
Православной веры и ревностной защиты их от еретических учений.

В Субботу:
Прп. Макария Великого, Египетского (390-391)
Свт. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского (1444)
Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392)
Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII)
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Преподобный Макарий с любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о
почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством
опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие.
Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на
Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника
и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто
посещал великого Антония, получая от наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками
преподобного Антония преподобный Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и как
некое богатейшее наследие, получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге свое
немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами. Вместе с этим посохом преподобный
Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии
пророка. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса. Однажды преподобный Макарий
разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких
и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал. В годы
царствования императора Валента арианина (364-378 гг.) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным
Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев
схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам
святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое
крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои
пустыни. Кротость, смирение и милосердие преподобного преображали души человеческие. 60 лет провел св.
Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто
пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в
глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием
духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека — соединение душ с Богом,
— основная мысль в творениях преподобного Макария.

В Воскресение:
Прп. Евфимия Великого (473)
Мчч. Инны, Пинны и Риммы (I-II).
Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303)
Прп. Лаврентия затворника Печерского (XIII-XIV)
Прп. Евфимия схимника Печерского (XIV)
Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465)
Прп. Евфимия исп (1944) (Груз.)

Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. Родители его,
Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и,
наконец, по усердным молитвам, у них родился сын, появлению на свет которого предшествовало
Божественное видение, предвещавшее младенцу великое будущее. Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и
мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию.
Тот представил отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем.
Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и
был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями.
Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в
пустыню. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году
своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в
Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание
плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну
волю, одну цель. Обычно, после праздника Богоявления, они удалялись в Кутиллийскую пустыню (недалеко от
Иерихона). Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере.
Однако Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их
пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы.
Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин
и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал
духовником братии. Он наставлял свою братию: «Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не
иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться
Суда и огня вечного и желать Царства Небесного». За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание
православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, святой авва
удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что,
когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный
открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию.
Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления.
Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто — кто приступает достойно, а кто во
осуждение себе. Скончался преподобный 20 января в 473 году в возрасте 97-ми лет.