Новости Рязанской митрополии

3 Декабря 2014

14 декабря 2014 года, в воскресение, в кафедральном Христорождественском соборе состоится торжественная встреча иконы Божией Матери, именуемой "Моление о народе".

О Боголюбской иконе Божией Матери, именуемой «Моление о народе». Кон. XVIII – нач. XIX вв.

Происхождение: в селе Барснево Касимовского уезда (ныне – Клепиковского района) издревле существовал деревянный храм в честь Преображения Господня, который упоминается в окладных книгах XVII в.

В 1849 г. храм был возобновлен, вновь в дереве. Свято-Троицкий каменный (холодный) храм был построен в Барснево в 1864 г. После установления советской власти Троицкий храм, как и другие церкви, был закрыт. Когда же в нем возобновились богослужения, в него было принесено множество икон из закрытых окрестных церквей.

В 1970-е гг. Троицкий храм сгорел, но иконы, в т.ч. и Боголюбский образ Божией Матери удалось спасти, хотя следы-ожоги от этого пожара сохранялись на иконе.

Боголюбский образ конца XVIII – нач. XIX вв., по всей вероятности, происходит из местного ряда иконостаса деревянного Преображенского храма села Барснево или из одного из храмов в районе г. Спас-Клепики, закрытых в годы советской власти.

В 2014 году Боголюбский образ был отреставрирован.

Почитание. Оформление общерусское почитания Боголюбской иконы Божией Матери приходится на последнюю треть XVII в. Считается, что в 1672 г. крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит князь Андрей Боголюбский. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», в 1681 г. обитель посетил царь Феодор Алексеевич, приложивший к иконе свой наперсный крест. В 1682 г. до дня празднования Боголюбской иконы Божией Матери были отложены похороны И. и А. Нарышкиных, братьев царицы Наталии Кирилловны, убитых во время стрелецкого восстания, а в 1684-1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери (вероятно, первый храм с таким посвящением); в 1690 г. в ней был поставлен список Боголюбской иконы Божией Матери, привезенный царем Петром из Боголюбского монастыря.

Среди большого числа копий Боголюбской иконы Божией Матери 3-й четв. XVII ? нач. XVIII в., связанных с художественной традицией Оружейной палаты, встречаются как точные списки Боголюбской иконы Божией Матери, так и образы, отражающие взаимовлияние иконографических типов Боголюбской иконы Божией Матери и икон Богоматери, именуемых «Моление о народе». Ряд икон рубежа XVII-XVIII вв., повторяя основные иконографические особенности древнего прототипа, под влиянием композиций с образом Богоматери «Моление о народе» дополняет изображение молящейся Богоматери фигурами припадающих святых.

Иконография Боголюбской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в византийском искусстве XI-XII вв.: Богоматерь представлена в рост, Ее фигура обращена вправо, Она ? в позе моления Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, сближает Боголюбскую икону Божией Матери с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница).

Барсневская Боголюбская икона Божией Матери имеет иконографические особенности композиций с образом Богоматери «Моление о народе». На этой иконе мы видим Пресвятую Богородицу, молящуюся Господу Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте, и избранных святых, просящих предстательства Божией Матери и припадающих к Ней.