Новости Рязанской митрополии

3 Марта 2014

Начался Великий пост. У многих православных христиан вновь встает вопрос - какова мера подвига и как научиться несмотря на все искушения XXI века мужественно и самое главное посильно нести подвиг Великого поприща. Предлагаем Вашему вниманию заметку о практике Великого поста в Рязанской Губернии, составленную по данным ГАРО.

Великий пост – самый продолжительный и строгий. Его называют «Святой Четыредесятницей» в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей, и когда «приступил к Нему искуситель… сказал ему … «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.» (Мф. 4,3-4).

За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица в воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира  во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником – Пасхой.

Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища, но в день двунадесятого праздника – Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим накануне Страстной седмицы), приходящихся на этот пост, разрешается вкушать рыбу. Накануне Вербного Воскресения – в Лазареву субботу – можно есть рыбную икру.

Храмовые Богослужения на первой седмице Великого поста также как и пища имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается Великий Канон преподобного Андрея Критского.

Немного истории.

Жители Рязанской губернии в основном были православного вероисповедания (694 281 мужчин и700 038 женщин). В середине XIX века в Рязанской епархии действовали 911 церквей (за исключением домовых), среди которых немало было уникальных по постройке и имевшимся святыням. Действовали одиннадцать мужских монастырей – Спасский, Солотчинский, Троицкий, Иоанно-Богословский, Николо-Радовицкий, Льговский, Данковский, Покровский, заштатные – Ряжский Дмитриев, Скопинский Свято-Духов монастырь и Раненбургская Петропавловская пустынь, а также три женских – Михайловский, Рязанский Казанский, и Касимовский Казанский монастыри.

Рязанские крестьяне следовали всем установлениям православной Церкви. Известный врач А. Дюзинг в свое время отмечал тот факт, что православная вера влияла и на продолжительность жизни: «…смертность больше там, где менее религиозности».

Священник Селезнев писал в 1871 году, что простой народ издавна приучен к набожности. Крестится и молится перед каждою иконою, церковью или часовней. В посты и постные дни не решится коснуться скоромной пищи.

С началом Великого поста приходские священники Рязанской губернии ходили по домам с «постной молитвой». Хождение священника по приходу – не было простым хождением, а пастырским обозрением своего прихода, отеческим и учительным посещением своих прихожан, вверенных его попечению.

В начале Великого поста многие рязанские крестьяне отправлялись на поклонение святыням. В паломничество шли с небольшой суммой денег – «про запас», по дороге часть денег тратили, но в основном просили подаяние «именем Христовым», в котором никто не отказывал.

Один из крестьян села Польного Конобеева Шацкого уезда, например, прошел пешком около двухсот верст в Саровский монастырь для того, чтобы избавиться от болезни. Он пришел в монастырь 16 февраля 1903 года, говел в течение первой недели Великого поста, причастился Святых Таин, искупался в источнике преподобного Серафима Саровского и окончательно выздоровел.

Исследователи подтверждают, что постились в народе очень строго и многие не ели даже и постного масла. Первые дни соблюдалось сухояденье и не подогретое питье.

Продолжение следует...