Новости Рязанской митрополии

29 Сентября 2013

27 сентября 2013 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня митрополит Рязанский и Михайловский Павел совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Рязани (Рязанский кремль) в сослужении клириков собора.

По заамвонной молитве состоялось поклонение Честному Кресту Господню.

За богослужением митрополит Павел рукоположил секретаря Рязанского епархиального управления диакона Анатолия Кленяева в сан иерея. За богослужением также был совершен чин поставления во чтецов студентов V-го курса Рязанской православной духовной семинарии.

/смотреть фотографии/

О хиротессии во чтецов:

Чтец – низший чин православного клира, низшая степень церковнослужителя. В чтецы посвящает епископ через хиротесию. Служение чтеца – чтение во время богослужения богослужебных текстов (Священное Писание,шестопсалмие, кафизмы, седальны, тропари канона, часы и др.).

Чтец – первое посвящение мирянина (лаика) в клирики, за которым может следовать посвящение в иподиакона, а потом рукоположения во диакона, пресвитера и епископа.

Посвящёнными чтецами могут быть исключительно мужчины. Посвященный в чтеца неженатый христианин имеет право вступить в брак.

См. ХИРОТЕСИЯЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИКЛИР

"О чтецах упоминается еще в Ветхом Завете, где говорится, что во время Богослужения они "читали из книги законы Божия внятно и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное" (Неем. 8:8). В новозаветное время звание чтеца освятил Сам Господь, Который, придя в Назарет, вошел "в день субботний в синагогу и встал читать" (Лк. 4:16). Должность чтеца известна была при апостолах (Деян. 13:15,27). О ней говорится в Апостольских Постановлениях и указывается в сочинениях церковных писателей первых веков. Звание чтеца в Древней Церкви пользовалось высоким уважением, оно давалось как награда за особое достоинство и твердое исповедание Христовой веры. Священномученик Киприан посвятил в должность чтецов исповедников Аврелия и Келерина, проявивших стойкость во время гонений.

На должности чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви – святые Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Прокл, епископ Константинопольский, и другие. История Церкви говорит, что в больших храмах должность чтецов одновременно занимало большое количество клириков. Так, по законодательству Юстиниана при Софийском Константинопольском храме назначено было 110 чтецов (Кормч. кн., 2, гл. 44, прав. 1). 
В древности, как и в настоящее время, в обязанности чтецов входило чтение Священного Писания, за исключением Евангелия, при богослужении. Они были также хранителями священных книг и должны были возжигать светильники в алтаре и предносить светильник во время совершения богослужения пред священнодействующими в необходимых случаях.

В Постановлениях Апостольских изображен чин посвящения чтецов, в котором епископу предписывается избрать чтеца, возложить на него руку и произнести молитву, содержащую просьбу ко Господу о даровании Духа пророческого рукополагаемому для чтения святых Писаний народу Божьему и о том, чтобы он, неукоризненно совершая возложенное на него дело, соделался достойным высшей степени служения чрез Христа. В 8 правиле Карфагенского собора (около 398 г.) говорится, что при поставлении чтеца епископ должен известить народу о его поведении, способностях и верности. После чего епископ дает ставленнику священную книгу для чтения, произнося: "Прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за исполнение своей должности с усердием и пользою будешь иметь участие с благовестниками слова Божия".