Новости Рязанской митрополии

28 Сентября 2013

26 сентября 2013 года митрополит Рязанский и Михайловский Павел возглавил Всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе города Рязани с чином выноса Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Служба на Крестовоздвижение всегда по-особому красива. Во время ее совершения происходит особое действо - чин воздвижения Креста Господня. Митрополит Рязанский и Михайловский Павел, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, поднимал Крест, обращая его ко всем сторонам света, взывая: «Господи помилуй!», как и много сотен лет назад патриарх иерусалимский Макарий. Ведь после того, как был обретен Честной Крест в Иерусалиме, очень скоро установилась традиция ежегодно в память этого события совершать чин Воздвижения Креста.

О празднике:

Происхождение праздника связано с торжеством христианства во время правления Константина Великого в 4 веке. Точная дата обретения Креста неизвестна. Как считают церковные историки, оно имело место в 325 или 326 году. После того, как свершилось Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, который и послужил орудием казни, был утерян, а после разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году места, связанные с жизнью Иисуса Христа, и вовсе были преданы забвению, на некоторых из них даже были построены языческие храмы. Однако, во времена царствования святого равноапостольного Императора Константина Великого, его мать святая равноапостольная Елена, отправилась в Иерусалим, с целью исполнить свое заветное желание – обрести величайшую святыню христианства, Крест Господень, на котором страдал и умер Спаситель.

Так как крестная смерть считалась в евангельские времена величайшим позором, Крест Господень вместе с крестами двух страдавших вместе с Ним разбойников вслед за совершением казни был зарыт в землю. Однако, после долгих поисков, святой Елене удалось узнать место нахождения крестов. Они были внешне совершенно не отличимы друг от друга. Истинный крест Господень удалось определить по тому, что от него сразу же стали происходить чудотворения. Множество людей, собравшихся к месту обретения святыни, не имели возможности увидеть Крест. Тогда патриарх иерусалимский Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать, воздвигать Крест – отсюда и название праздника, а люди благоговейно поклонялись ему со словами «Господи, помилуй».

На первых порах Воздвижение креста Господня считалось только местным праздником Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он распространился по другим Церквам, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, а таких мест было немало, не исключение и наша страна.

О кресте:

В Церковном понимании путь христианина – это путь креста и подвига, смирения и аскезы. Когда верующий человек имеет перед собой образ креста, осеняется крестным знамением, то во-первых, он напоминает себе, что христианин призван следовать дорогой смирения, с готовностью переносить скорби и потери за исповедование веры. Во-вторых, он укрепляется силой Креста – силой Святого Духа для борьбы со злом в самом себе и в мире. И, в-третьих, – он свидетельствует, что ожидает явления Божией славы и второго пришествия в себе и в мире.

Елена Цыганова

/смотреть фотографии/

/p