Новости Новосибирской и Бердской митрополии

Правящий архиерей встретился с педагогами Дзержинского района

Источник информации: Новосибирская митрополия
Адрес новости: http://www.nskmi.ru/metropole/news/3787/
30 Марта 2018
Правящий архиерей встретился с педагогами Дзержинского района

29 марта в Администрации Дзержинского района Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон встретился с директорами образовательных учреждений района, учителями истории, литературы, русского языка, преподавателями Основ религиозных культур и светской этики, представителями родительской общественности. Речь шла о духовно-нравственном воспитании детей и подростков.

На встрече присутствовали исполняющий обязанности мэра города Новосибирска Геннадий Павлович Захаров, глава Администрации района Сергей Николаевич Жиров и заместитель начальника управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса мэрии Ирина Ивановна Тарасова. 

Глава района назвал тему очень важной и актуальной. Он рассказал о своем недавнем разговоре с одним из директоров школ, который признался, что в советское время воспитывать детей было легче, поскольку была идея. Сейчас идеи нет, в результате чего образовался некий духовный вакуум, который необходимо заполнить.

«А жизнь продолжается, она становится более насыщенной и сложной, и от всех нас требуется донести до детей общечеловеческие ценности», - подчеркнул Сергей Николаевич Жиров и предложил выслушать Владыку, потому что, как он сказал, «одну из этих ниш (по-видимому, образовавшиеся пустоты в духовно-нравственном воспитании) вполне может заполнить и наша христианская Церковь».

Затем выступила школьный преподаватель, которая процитировала святителя Феофана, Затворника Вышинского, писавшего, что «воспитание из всех святых дел – самое святое». Преподаватель заявила, что «школа является основным звеном в воспитании подрастающего поколения», а «введение в процесс обучения Основ религиозных культур и светской этики – принципиальный шаг в воссоединении обучения и воспитания». 

После нее к микрофону подошел Владыка Тихон. Он сообщил, что в стране идет информационная война, которая в первую очередь направлена на молодежь. Современные молодые люди в большинстве своем утеряли национальную идентичность, не имеют представления о русском мире и подвержены влиянию субкультур, особенно уголовной субкультуре. При этом мат становится разговорным языком молодежи. Как следствие - страшные сводки из средств массовой информации об издевательствах, избиениях, поножовщине, огнестрельных ранениях и убийствах поступают теперь в основном из Сирии, Украины и… общеобразовательных школ.

Однако, как сообщили на встрече преподаватели, духовно-нравственное воспитание в школах все-таки проводится. 

Владыка заметил, что в секулярной, обмирщённой стране многие духовные вещи людям не понятны. Людям привычнее понимать под духовностью и нравственностью культуру поведения, этику. Отсюда и преимущественный выбор в школах предмета светской этики, в которой, стараниями составителей учебника, нравственные понятия размыты настолько, что добро становится сложно отличить от зла. Вымываются такие понятия, как патриотизм, свобода, благотворительность, счастье, любовь. В лучшем случает они становятся не понятными, в худшем – трансформируются. И когда Президент говорит о духовных скрепах, многие теряются, они не понимают: «О чем это он говорит?» И, как сказала одна учительница, скрепить можно два противоположных берега реки мостом, здесь все ясно, а что такое «духовные скрепы» для многих остаётся загадкой. Потому что понимание тех или иных вещей происходит от внутреннего состояния души человека, его духовно-нравственного становления.  

Владыка напомнил педагогам, что сейчас идет строительство новой России, история которой ведется не с 1917 года, как это было раньше, а со времен Крещения Руси. Возвращаются многовековые ценности. На государственном гербе изображен святой Георгий Победоносец, и в гимне России страна именуется «священной нашей державой». В жизнь общества, сказал Владыка, вводится слово «священное».

Он подчеркнул, что это слово раскрывает всю глубину духовно-нравственного воспитания. Воспитание – это духовное возрастание человека, это его освящение. И если процесс воспитания действительно священен, то его стержнем является знание нравственного закона. И тогда все встает на свои места. Свобода будет уже не вседозволенностью, а высоким нравственным чувством, главным достоинством богоподобной личности, свободной от греха; счастье – частью от общего благополучия, потому что не может человек быть счастливым, если вокруг него есть несчастные; отсюда и благотворительность проявляется как желание помочь ближним прикоснуться к радости жизни. А любовь предстает высшим жертвенным подвигом, каковым она и является на самом деле.  

 А духовные скрепы, продолжает Владыка, это плоды нашей духовной деятельности, когда из чувства жертвенной любви и правильного понимания счастья человек начинает проявлять человеколюбие, сострадание, сочувствие. Это духовные понятия и это всё плоды духовно-нравственного воспитания.

Упомянул Владыка и о необходимости стремления внутренне меняться самому человеку, стараться не прекращать работать над собой, духовно совершенствоваться. Он сказал, что недалекий, черствый человек тоже может быть преподавателем, и может говорить правильные вещи, но его слово никогда не будет весомым, убедительным, не будет иметь доброй созидательной силы, а будет наполнено энергией совершенно иного качества. И этому не обучиться ни на каких курсах повышения квалификации преподавателей.

В завершение встречи выступил исполняющий обязанности мэра города Новосибирска Геннадий Павлович Захаров. Чиновник признал, что общество все еще не обратилось к своим православным истокам, и отсюда возникает много проблем. В частности, на фоне бездуховности активизируют свою деятельность религиозные секты. Поэтому наша задача, сказал Геннадий Павлович, правильно сориентировать детей.

«Многие дети приходят в школу уже крещенными, - сказал он. – То есть основное направление в духовно-нравственном воспитании уже сделано их родителями. Конечно, детей нужно продолжать вовлекать в православную культуру.  И родители, и учителя, и дети должны находиться в одной духовной купели. Нужно четко себе представлять, что корни нашей культуры – православные, и от этих корней нельзя отрываться, и воспитывать детей мы должны в соответствии с нашей православной культурой».

 

Епархиальный медиа-центр

Опубликовано: 30.03.2018