Новости Новосибирской и Бердской митрополии

Источник информации: Новосибирская митрополия
19 Апреля 2014

Материал подготовил священник Василий Бирюков.

Страстная Седмица и Пасха – великий дар Бога человеку. Этот дар вручается через Церковь. Так часто мы принимаем Церковь за человеческую организацию, тогда как она является Божественным организмом, Телом Христовым, «Небом на земле». Нам необходимо понимать следующее. Бог стал человеком – Христос родился во времени, в определенную историческую эпоху. Во времени Он был распят, во времени совершилось Его Воскресение из мертвых. Но, войдя во время, в историю, Христос, оставаясь Богом внес в это наше время Божественный элемент Вечности. Церковь – окно, через которое в любое время её истории, в том числе и в наше – мощно врывается Вечность, Небо, Царствие Божие. Поэтому Церковь обладает силой не только воспоминать, но и переносить нас в те события, которым посвящены эти великие дни Страстной седмицы. Таким образом, в эти священные дни, мы не только воспоминаем все, но воспоминаемое воспроизводим, и во всей духовной реальности переживаем и участвуем в событиях Сионской горницы, Гефсиманского сада, Пилатова суда, Голгофы, снятия с Креста, погребения и Воскресения. В этом и сила Церкви, что она извлекает нас из времени, из нашего «настоящего» и перемещает в то священное «прошлое».

Два события составляют содержание Великого Четверга: «Тайная Вечеря» Христа с Апостолами, и Иудино предательство. Центральная тема обоих событий – любовь. Тайная Вечеря – предельное откровение искупительной Божественной любви к человеку, жертвенной любви как самой сущности спасения. На Тайной Вечери Христом было установлено спасительное Таинство Евхаристии, по сей день совершаемое на Престолах православных храмов за Божественной Литургией. Когда славные ученики просвещались на вечери, тогда Иуда заболев любовью к деньгам, продает Христа за тридцать сребреников беззаконным судиям. И предательство Иуды показывает, что грех, смерть и самоуничтожение тоже исходят из любви, но из любви искаженной и извращенной, из любви направленной на то, что любви совсем не заслуживает. Тайна этого исключительного дня, когда свет и тьма, радость и горе так странно смешаны, и нас призывает к выбору, от которого зависит вечная участь каждого из нас. Порицая Иудино окаянство, Церковь от нашего имени, просит Бога: «Пощади души наши, Христе Боже, и спаси нас!». Пусть эта покаянная мысль будет той свечой, которую не только в руках, но и в сердце понесем по пути Его страданий за нас.

Вечером Великого Четверга читаются Двенадцать Евангелий, двенадцать отрывков из всех четырех Евангелий, посвященные Страстям Христовым. В руках у нас свечи, освящающие духовный наш путь, вслед за Божественным Страдальцем, к месту Его страданий, Его распятия. Так Церковь все глубже погружает нас в события священных дней. Тут для верующего сердца уже недостаточно воспоминаний, воспоминания здесь становятся воспроизведением событий, подлинным участием в том, что выносит нас из нашего времени в вечные дни Христовых страданий.

Днем в Великую Пятницу совершается вынос Святой Плащаницы – образ погребения Христа. А вечером в этот же день Плащаница обносится с крестным ходом вокруг храма. Еще раз Церковь возвращает нас к Голгофе, но уже для того, чтобы с Иосифом и Никодимом снять с Креста Пречистое Тело Божественного Страдальца и положить его в новом гробе в саду Аримафейского праведника. Только самое окаменелое сердце не бьётся в унисон с сердцами тех, на чьих руках покоилось Божественное Тело. В эти священные дни откроем сердце навстречу небу.Сораспнемся со Христом, чтобы с Ним совоскреснуть в жизни этой и в жизни вечной.

В Великую Субботу все затихает перед Великой Тайной спасения. Настолько велика Тайна – от Боговоплощения до крайнего уничижения, что ум только и может остановиться в глубоком молчании. А Церковь поет: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь ( в пищу ) верным…». В Таинстве Святого Причащения мы причащаемся Тела и Крови Господних, причащаемся Божественной Вечности.

В этот день мы ждем Пасхальной ночи и полноты Пасхальной радости. И наступает светозарная ночь. Пасхальное Богослужение начинается около полуночи с крестного хода. Церковь воспоминает как Жены Мироносицы шли ко гробу Христову. И как они, Церковь встречает Христа, воскресшего из мертвых радостной победной вестью: «Христос Воскресе!». А радость Воскресения можно почувствовать только пройдя со Христом до Креста, до Голгофы!