Новости Новосибирской и Бердской митрополии

19 Марта 2014

Слово игумена Кирилла (Скакальского) на открытии круглого стола «Духовно – нравственное воспитание в детских образовательных учреждениях (ДОУ)». Опубликовано в "Духовное пространство" №2 (февраль 2014 г.)

Зачастую мы не понимаем, что такое духовность, и поэтому иногда возникает путаница – мы считаем духовным человека культурного и образованного. Но это не совсем верное определение духовности. Не нужно путать духовность и нравственность. Можно быть нравственным, но духовным в истинном смысле не быть.

В советский период евангельские заповеди в какой-то степени присутствовали в сознании людей по инерции, потому что люди старших поколений, сами воспитанные на законе Божьем, и детям своим прививали именно нравственность, но духовность как таковая была уже утеряна. Не стало самого понимания, что же такое духовность. Чтобы разобраться, нужно и духовность, и нравственность рассматривать с точки зрения христианства. Духовность предполагает обязательно целостность мировоззрения. Для христианина духовность прежде всего это то состояние души, когда в человеке проявляется Дух Божий, когда в нем есть образ Божий. Нравственность – это действие благодати Божьей в человеке, это то необходимое условие, без которого человек не сможет стать духовным, но оно не является достаточным для того, чтобы человек был совершенен. Есть ещё один немаловажный момент – человек может поступать нравственно по различным причинам, которые не всегда имеют отношение к духовности и даже противоречат ей: это и страх перед законом; и тайное желание людской похвалы, когда собственная «праведность» служит пищей для тщеславия; возможны и другие причины. При этом мы можем даже не догадываться, какие побудительные причины движут человеком. Человек может делать добрые дела, но какова цель? Ведь при этом могут возникать и тщеславие, и гордость, и превозношение, а духовность подразумевает внутренние, глубинные мотивы поступков человека, которые будут согласовываться с волей Божией