Новости Новосибирской и Бердской митрополии
житие священномучеников николая ермолова и иннокентия кикина, пресвитеров новосибирских | ||
новомученики и исповедники сибирские | ||
поступив в самарскую духовную семинарию, николай ермолов окончил ее в 1897 году и был определен псаломщиком и учителем в городе бугульме. в 1900 году он был рукоположен во священника и служил сначала в белебесском уезде уфимской губернии, а в 1906 году был переведен в село бойки бирского уезда той же губернии. после революционных событий 1917 года в стране началась гражданская война. в 1919 году вместе с отступающей белой армией отец николай вместе с семьей отправился в сибирь. в 1920 году он был определен на служение в храм в селе доронино барнаульского уезда (ныне тогучинского района новосибирской области). в 1924 году отец николай был назначен настоятелем никольской церкви села ордынского новосибирской епархии. в этом храме отец николай прослужил до дня своего ареста в 1937 году. в 1928 году отец николай был удостоен сана протоиерея. за усердное служение церкви христовой и мужественное противостояние обновленческому расколу священноначалие назначило его благочинным ордынского округа. во время очередной волны беспощадных гонений на русскую православную церковь протоиерей николай ермолов был арестован 27 июля 1937 года и заключен сначала в камеру предварительного заключения при ордынском отделении милиции, а потом переведен в тюрьму в городе новосибирске. – к какому церковному течению вы принадлежите? – спросил следователь. – я принадлежу к староцерковному течению, во главе руководства которого стоит по западно-сибирскому краю архиепископ сергий (васильков). по ссср течение староцерковников возглавляет московский и коломенский митрополит сергий (страгородский). – перечислите ваших близких знакомых из церковнослу-жителей. – имею близких знакомых из служителей культа: священника села каменка иннокентия кикина, священника усть-алеусской церкви павлова и священника верх-алеусской церкви григория косырева. в городе новосибирске знаком с архиепископом сергием (васильковым), его секретарем священником александром аристовым ... – при каких обстоятельствах вы с ними познакомились? – священника иннокентия кикина знаю с 1924 года с момента моего вступления в обязанности священника, я сделал к нему визит, потом он ко мне. он часто бывает в ордынске по церковным делам и заходит ко мне. я его также посещаю два-три раза в год ... – следствию известно, что вы в 1920 году за контрреволюционную повстанческую деятельность были арестованы. дайте показания по данному вопросу. – в 1920 году в районе села колывань началось восстание, направленное к свержению советской власти. я в это время был в селе доронино в ста сорока километрах от колывани. в этом контрреволюционном восстании против советской власти я участия не принимал, но арестован был, а за что, для меня не было известно. все время ареста я был болен и находился в больнице без допроса и был освобожден. – следствию известно, что вы привлекались за противодействие мероприятиям советского правительства. – в 1933 году ордынским сельсоветом был наложен на меня налог. я должен был в трехдневный срок сдать государству сто килограмм мяса. но я этого не выполнил и меня арестовали, просидел два месяца и был освобожден ... – следствию известно, что в 1919 году вы бежали с колчаковскими войсками при их отступлении. дайте показания. – из села бойково бойкинского района башкирской республики я действительно выехал в момент отступления колчаковских войск, боясь того, чтобы партизанские отряды не причинили мне и моей семье насилия, и прибыл в город новосибирск в последних числах ноября 1919 года. дальше я отступать не стал, потому что в городе новосибирске жил в это время мой брат... – следствием установлено, что вы являетесь руководителем контрреволюционной повстанческой организации, созданной вами из числа церковников в ордынском районе. дайте показания по этому вопросу. – руководителем повстанческой контрреволюционной организации я не состоял и даже об этой организации ничего не знал и не слышал и контрреволюционной деятельностью никогда не занимался. – вы врете. следствие требует от вас правдивых показаний. – я следствию даю правдивые показания. – в контрреволюционной деятельности и создании контрреволюционной повстанческой организации из числа церковников вы изобличаетесь свидетельскими показаниями. – повстанческой контрреволюционной организации я никакой не знаю, и поэтому изобличающих свидетельских показаний в отношении меня быть не может, и прошу вызвать тех свидетелей, которые меня могут изобличить в контрреволюционной деятельности. через два дня допрос был продолжен. следователь зачитал отцу николаю лжесвидетельства против него одного из арестованных вместе с ним священников, которого он хорошо знал. но и это не сломило отца николая. между лжесвидетелем и отцом николаем на следующий день была устроена очная ставка, на которой отец николай не признал возводимой на него лжесвидетелем и следователем клеветы. отец николай не отрицал, что встречался со лжесвидетелем, разговаривал с ним о тяжелом положении духовенства при советской власти и «выражал свое недовольство местными органами советской власти, которые искривляют советские законы». существование контрреволюционной организации, в создании которой обвинялся отец николай, а также обвинение в распространении листовок антисоветского содержания он категорически отверг. через два дня, 20 сентября, отцу николаю была устроена очная ставка со свидетельницей, которая оговорила его в том, что он якобы готовил поджог паровой мельницы в колхозе «сибирское красное знамя» и начальной школы в деревне ирменка. эти показания лжесвидетельницы отец николай также категорически отверг. в этот же день состоялся еще один допрос. – вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении? – закончил допрос следователь. – виновным себя в предъявленном мне обвинении совершенно не признаю. вместе с протоиереем николаем ермоловым был арестован священник иннокентий кикин.
после окончания в 1899 году томской духовной семинарии иннокентий кикин 18 августа 1900 года был определен во псаломщики. 3 декабря 1902 года он был назначен учителем подготовительных классов томского духовного училища. 21 сентября 1910 года он был рукоположен во священника к никольской церкви села нижне-каменское барнаульского уезда (ныне ордынского района новосибирской области), где прослужил до своего ареста в 1937 году. сотрудники нквд летом 1937 года арестовали группу духовенства ордынского благочиния. отец иннокентий был арестован 28 июля 1937 года и заключен сначала в камеру предварительного заключения при ордынском отделении милиции, а потом переведен в тюрьму в городе новосибирске. – скажите, к какому церковному течению вы принадлежите? – спросил следователь. – я принадлежу к тихоновскому староцерковному течению. – назовите, с кем из священнослужителей вы имеете близкие связи. – близкие связи я имел со следующими священнослужителями: благочинным николаем ермоловым ... – при каких обстоятельствах вы с ними познакомились? – ... со священником николаем ермоловым я познакомился в 1924 году в тот момент, когда был разлад в ордынском приходе. он меня считал примкнувшим к обновленческому течению и по этому вопросу приезжал в село каменку для установления моего церковного течения. с тех пор я с ним и знаком. с 1924 года я с ним встречался довольно часто ... – следствием установлено, что вы проводили собрание в церкви 27 июня сего года с церковным активом с целью срыва антирелигиозной беседы, проводимой сельским активом. – после службы собрались в сторожке с вопросом о ремонте церкви. в этот же день проводилась антирелигиозная беседа. ко мне пришла старушка аполлинария синицына и сказала, что будут закрывать церковь, а потому и делают антирелигиозную беседу. я пояснил, что это против религии и вам на этом собрании будут говорить, что бога нет. ввиду того, что времени больше не было, я сказал им: «ступайте с богом на беседу». – 30 июня бригада колхозников производила ремонт церкви. сколько человек работало? – работа по ремонту церкви проходила недели три, в среднем на каждый день приходило работать человека по четыре, был день, 30 июня, работало человек девять, работали люди и из соседних деревень. – было ли постановление граждан о закрытии церкви? – постановление 90 процентов граждан о закрытии церкви было зимой примерно в декабре 1936 – феврале 1937 года в момент переписи. – почему церковь все же после этого не была закрыта? – я думаю, что церковь не закрыли и не отобрали потому, что нужно было ее отремонтировать, а средств на ремонт сельсовет не имел и надеялся на средства церковного совета, а после ремонта, сделанного церковным советом, отобрать. недостаток средств у сельсовета характеризуется тем, что клуб находится в запущенном состоянии. мой арест был необходим, потому что без меня легче отобрать церковь, так как теперь среди верующих не осталось человека, знающего законы. а для этого и меня арестовали. – вы были против закрытия церкви? – совершенно верно. я был против закрытия церкви и положил много сил для этого. я старался произвести ремонт и говорил своему церковному совету о том, что, если придет из краевого исполкома отношение о закрытии, то можно еще ходатайствовать перед вциком, ну а если из вцика придет постановление о закрытии, то уже больше ходатайствовать не перед кем... – расскажите об активных членах вашей общины и как она организовалась? – в начале 1936 года по требованию районного исполкома нужно было представить список верующих. после богослужения я объявил молящимся, что, если кто желает быть членом религиозной общины, заявите о своем желании лично мне, или подайте заявление. таким образом в деревнях каменке, хмелевке и лесной были собраны подписи 300 верующих. кроме этого существует двадцатка, которая следит за порядком и имуществом в церкви ... – выходит, вы работу проводили хорошо? – да, с ними заниматься приходилось много и часто проводить беседы на религиозные темы ... – следствию известно, что вы на основе религиозных убеждений в церкви распространяли контрреволюционные листовки и прокламации. вы признаете это? – не помню в каком году, было это в николин день 9 мая, в церкви после окончания богослужения я вышел давать народу целовать крест. вдруг выходит незнакомый молодой человек и начинает громко читать какую-то контрреволюционную листовку, якобы найденную в иерусалиме, написанную золотыми буквами. после этого я обратился к народу и сказал, чтобы его не слушали, и сразу же его удалили. – следствием установлено, что вы являетесь активным участником контрреволюционной повстанческой организации. дайте показания по данному вопросу, – потребовал следователь. – участником контрреволюционного движения я не состою и не состоял, и никто меня в контрреволюционную организацию не вербовал. – следствию известно, что вы вовлечены в контрреволюционную повстанческую организацию благочинным ермоловым. – я благочинным ермоловым в контрреволюционную повстанческую организацию вовлечен не был. – вы изобличаетесь показаниями обвиняемого по вашему делу священником ... – с ним я знаком мало ... – вам дается очная ставка с обвиняемым по вашему делу. был приглашен лжесвидетель. его показания отец иннокентий не подтвердил. 20 сентября состоялся последний допрос. – вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении? – виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю и больше по делу показать ничего не могу. 1 октября 1937 года тройка нквд приговорила протоиерея николая ермолова и священника иннокентия кикина к расстрелу. они были расстреляны 26 октября 1937 года в новосибирске и погребены в общей безвестной могиле. память священномучеников николая и иннокентия совершается в день их мученической кончины 13 (26 н.ст.) октября, а также в день празднования собора новомучеников и исповедников российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем. если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля), а также 10 (23 н.ст.) июня в день празднования собора сибирских святых. источники, использованные при составлении жития: 1. архив уфсб по нсо. д. № 7649. постановлением президиума новосибирского областного суда от 2 августа 1958 года постановление тройки унквд от 1 октября 1937 года было отменено и дело в отношении протоиерея николая ермолова и священника иннокентия кикина прекращено за отсутствием состава преступления. 2. гано. ф. р-1206, оп. 1, дд. 148,149. 3. гано. ф. р-1978, оп.1, д. 13. 4. справочная книга по томской епархии на 1914 год, томск. 1914. | ||
(голосов: 0) | версия для печати просмотров: 3 |