Новости Новосибирской и Бердской митрополии

11 Октября 2011
позвоните священнику!
что такое телефон доверия, знают все. а для чего нужен православный телефон доверия? в некоторых епархиях есть и такие. например, в новосибирске. служба духовной помощи открылась здесь год назад, но уже стала крайне востребованной -- звонки на ее номер не прекращаются ни днем ни ночью. в чем смысл такой службы и почему она так популярна, разбирался корреспондент «нс».

десять батюшек и один телефон

полное название этой службы -- епархиальная телефонная служба социальной помощи «содействие». идея ее создания в новосибирске принадлежит архиепископу новосибирскому и бердскому тихону.

- сначала мы думали привлечь семинаристов. но владыка сказал, что к такой работе можно допускать только опытных, грамотных священников, -- рассказывает наталья пендюрина, координатор службы и сопредседатель местного «общества книголюбов». в стенах этого общества и размещается «офис» телефона доверия.

в службе по очереди работают десять священников. на каждого приходится примерно по два дежурства в месяц. ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18.00 до 21.00 дежурный батюшка приходит в помещение «общества книголюбов», садится за стол в отдельной комнате и отвечает на звонки.

- чаще звонят, конечно, люди малоцерковные, - рассказывает духовник службы протоиерей виталий бочкарев. - категории очень разные - и по возрасту, и по социальному положению. звонят и люди, прикованные к постели. для них большое утешение с батюшкой просто поговорить, не задавая никаких вопросов, и получить поддержку и слова утешения. есть среди звонящих жители отдаленных деревень, где нет церквей. ну и психически нездоровые люди тоже попадаются. и с ними тоже нужно разговаривать.

бывают звонки издалека, из москвы и владивостока например. и даже из-за границы. как правило, это те, кто родился и потом уехал из новосибирска.

- однажды нам позвонили из испании, - говорит отец виталий. - это были родители одного парня, который здесь, в новосибирске, попал в милицию. они попросили нас помочь найти ему православного адвоката. у одного нашего диакона был такой среди его знакомых, и мы решили этот вопрос.

откуда люди за много тысяч километров узнают про телефон? в основном через интернет. местные же могут прочитать о нем в новосибирских сми. газеты, радио и телевидение поддерживают службу и периодически размещают у себя бесплатные объявления о ее работе. но главный способ распространения информации - «сарафанное радио»: человек позвонил, ему помогли, он рассказал об этом другим.

для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. поэтому главный принцип новосибирской службы, как и любого телефона доверия, - анонимность звонков. люди на другом конце провода должны быть уверены, что могут задать любой вопрос не стесняясь и не боясь возможного осуждения.

- мы не просим человека называть имя, - продолжает отец виталий. - представляемся мы. и далее начинается разговор. иногда звонящий просит о нем помолиться. тогда, конечно, мы записываем имя. но инициатива в этом случае исходит от него.


несерьезных вопросов не существует

менее чем за год работы православного телефона доверия на него поступило более двух тысяч звонков. в основном это вопросы, касающиеся церковной жизни, на которые люди сами не могут найти ответ. спрашивают часто о предстоящих церковных праздниках -- как к ним готовиться. о порядке богослужения и формах венчания. как крестить детей и кого можно брать крестными. как убедить родственников, чтобы они приняли таинство крещения. как похоронить человека по-христиански. можно ли молиться за самоубийц. как поехать группой на экскурсию в монастырь. или церковная утварь и иконы родственников, которые уже умерли, куда это деть.

- иногда и довольно сложные вопросы бывают, - говорит о. виталий. - спрашивают о толковании тех или иных мест священного писания. или, например, был звонок, когда человек просил, чтобы я научил его ни много ни мало непрестанной иисусовой молитве. я сразу сказал, что, во-первых, это не по телефону. и во-вторых, что такое допустимо только под непрестанным руководством священника. так что иногда приходится и вразумлять слишком ревностных православных.

- для людей нет серьезных и несерьезных, простых и сложных вопросов, - считает наталья пендюрина. - бывает, человек спрашивает: может ли теща быть крестной своему зятю? или: я правую руку сломал, можно ли креститься левой? или: мне курочку нужно зарубить, грех ли это? или вот: можно ли выбрасывать фантики из-под конфет, на которых изображена часовня? смеетесь? а мы отвечаем -- серьезно и обстоятельно. раз человек спрашивает, значит, для него это важно.

основная проблема служащих на телефоне - время, его часто не хватает. необходимо за короткое время успеть сказать самое главное, а нужные слова не всегда легко найти. некоторые звонящие готовы говорить часами обо всем на свете, а остальным в это время приходится ждать на линии. столкнувшись с этой проблемой, ввели норматив: в среднем на одного человека должно выделяться 15-20 минут. таким образом, за вечер можно ответить примерно на десять звонков. но в нормативы уложиться никак не удается. священники все равно разговаривают столько, сколько нужно каждому, даже если ради этого приходится задерживаться до глубокого вечера.

в действительности новосибирский телефон доверия не ограничивает свою работу тремя часами. с 9.00 до 18.00 на звонки отвечает координатор службы, который может что-то подсказать, дать номера телефонов социальных служб, приходов или предложить перезвонить вечером, когда придет батюшка.


алло, это исповедь?

часто звонят люди, которые хотят исповедаться по телефону. и тогда священнику приходится объяснять, что исповедь -- это не просто рассказ о своих поступках, а таинство, которое возможно только в церкви. самая большая радость для священников -- если после такого разговора кто-то и правда приходит в храм.

- недавно я встретил на исповеди женщину, которая часто мне звонила, - вспоминает отец виталий. - я ее сразу узнал. не по голосу, конечно, а по двум-трем обстоятельствам, которые она назвала. я говорю: «вы мне звонили?» она: «да, это я. после ваших слов я решила прийти в церковь». она не искала меня специально, просто так получилось, что в тот день исповедовал именно я. и это было по-настоящему удивительно и приятно.

с теми, кто не может выйти из дома, священники договариваются и приезжают к ним исповедовать и причащать.

звонят и те, кто нуждается в социальной помощи, в основном это малоимущие. в епархии есть комиссия по материальной помощи, и запрос человека отправляется туда. плюс координатор может подсказать, где можно, например, бесплатно получить детское питание.
чтобы ни один вопрос или запрос не забылся и не потерялся, каждый священник ведет журнал учета звонков.

- это очень помогает в работе, - объясняет наталья пендюрина. - каждый месяц владыка тихон просматривает журнал, дает рекомендации. основываясь на нашей статистике, легче увидеть, как церковь может расширять свою деятельность за рамками телефонной службы.

в последнее время часто звонят преподаватели школ и вузов с просьбой провести встречу учащихся со священником. такие запросы в основном поступают из областных сел и деревень, где в радиусе многих километров вокруг нет ни одной церкви. служба принимает заявку и организует поездку батюшки. таких выездов становится все больше.

- телефон доверия все больше начинает напоминать серьезный миссионерский центр. и нас это очень воодушевляет, - улыбается отец виталий. - у всех сотрудников есть масса идей, как усовершенствовать работу службы. нам есть куда развиваться. мы ведь только в начале пути.

образование и православие / александр левин, "нескучный сад"

(голосов: 0)

версия для печати просмотров: 0


Яндекс.Метрика