Новости Волгоградской митрополии

Александр Невский: служение Богу и Отечеству

27 Октября 2020

В преддверии празднования 800-летия великого князя Александра Невского на страницах журнала «Царицын Православный» публикуются материалы, посвященные жизни этого святого. 

Как показывает телевизионное голосование по выбору имени России в 2008 году, опыт великого князя владимирского Александра Ярославича Невского (1240-1263) не предан забвению россиянами ХХI века. Более того, большинство наших соотечественников проголосовало за имя России — Александр Невский.

Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов»

Российское государство в исторической ретроспективе неоднократно стояло на грани своего исчезновения. Однако каждый раз находились герои, способные мобилизовать народные силы и вернуть стране ее государственный статус, а также возможность развиваться дальше как единое государство. Почему же россияне из многочисленных национальных героев выбрали для России имя Александра Невского?

Фёдор Бронников. «Встреча царевны Софьи Палеолог псковскими
посадниками и боярами в устье Эмбаха на Чудском озере»

Исторически сложилось так, что Россия изначально находилась, образно выражаясь, между двух огней, а именно между Западом и Востоком, претендовавшими на богатые российские земли. В период княжения Александра Невского это буферное состояние средневековой раздробленной Руси, испытывавшей политическое и военное ослабление, было особенно ярко выражено. Северо-западным границам Руси угрожало нашествие католических орденов. С начала ХIII века Прибалтика была захвачена рыцарями-крестоносцами. В 1201 году немецкие феодалы, захватив устье Двины, создали здесь орден меченосцев, названный позже Ливонским орденом, который претендовал не только на земли ливов и пруссов, но и на новгородские владения. Тем не менее первыми на Северо-Западную Русь напали шведские отряды. Двадцатилетний Александр Ярославич разбил их у реки Ижоры в июне 1240 года. Эта победа принесла князю почётное прозвище Невский, но не отвратила опасности от новгородских земель.

София Палеолог (Палайологос). Судебно-медицинская
реконструкция лица С. Никитина, 1994 год .Фото с сайта pyarcenter.ru

Одновременно с юга ещё в марте 1238 года войско Батыя подошло к Новгороду на расстояние около ста вёрст. Александр Невский откупился от хана, поскольку не мог без поддержки русских князей вести войну одновременно на два фронта. Хан Батый обложил Новгород данью и повернул на юг. Он захватил в1240 году Переяславское и Киевское княжества, пошёл по землям Молдавии, Польши, Венгрии, Чехии, дошёл до Италии и Германии, а затем неожиданно для всех повернул назад, пришёл на Нижнюю Волгу и создал государство Золотая Орда в 1261 году.

Уход Батыя в Европу был на руку Александру Невскому. Исчезновение монгольской угрозы интервенции Новгородской республике позволило сосредоточить силы для освобождения Северо-Западной Руси, которую продолжали в те же 40-е годы завоёвывать крестоносцы. Однако возможность защиты от них была упущена по причине несогласия новгородских бояр с политикой Александра по отношению к хану, что заставило его уйти из Новгорода. Тем временем крестоносцы захватили псковскую крепость Изборск и сам Псков. Через год, а именно в 1241-м, по просьбе тех же бояр Александр Невский вернулся в Новгород. По возвращении на княжеский престол он продолжил освобождение Северо-Западной Руси и взял Копорье, освободил Псков. 5 апреля 1242 года с блеском разгромил на льду Чудского озера ливонских рыцарей, заставив их подписать с Новгородом мирный договор. В 1242-1245 годах Александр разгромил литовцев, а в 1256 году нанёс ещё одно поражение шведам. Так была обеспечена безопасность северо-западных границ Руси. Новгородские и Псковские края сохранили свою независимость. Были сорваны попытки шведов и крестоносцев закрепиться на русских землях, ввести католицизм и нарушить религиозное единство страны.

Одновременно отношения Александра с Золотой Ордой развивались в сторону сотрудничества и мирного сосуществования. В 1250 году Орда закрепила за Александром Невским Великое княжество Владимирское. Сам князь побратался с сыном хана Батыя Сартаком и привёл в Новгородскую землю татарских численников, переписавших население для обложения данью. Новгородцы отказались им подчиниться, и князь ввёл в город свои войска, подавив сопротивление, чем погасил ещё более разрушительный для Новгорода гнев хана. Однако это не значит, что Александр Невский не желал освобождения Руси от монгольского ига. У него не было возможности добиться осуществления подобного желания. Задача решения этой проблемы оставалась после его смерти в ноябре 1263 года наследникам великокняжеской власти.

По завещанию Александра Невского уже младший его сын Даниил Александрович, став владельцем маленького Московского княжества, сумел не только его приумножить русскими землями, а завёл собственное войско и от татар держался независимо, заложил Московский кремль, основал монастырь, доныне носящий его имя, а в Кремле построил первый деревянный Архангельский собор.

Ослабление монгольского ига над Русью сопровождалось политическим возвышением Московского княжества. Свой судьбоносный вклад в развитие этого процесса внёс внук Александра Невского князь Иван Данилович Калита, ставший на службу хану

Кресты энколпионы из христианских кварталов Гюлистана. Царевское городище под
Волгоградом, XIV в. Государственный Эрмитаж. Фото с сайта pshistoricaldis.ru

по сбору дани с русских земель и подавлению антиордынских восстаний, например, в Твери в 1327 году. За верную службу в ордынской администрации Иван Калита в 1328 году получил ярлык на великое княжение Владимирское, но остался в своей вотчине в Москве, сделав Московское княжество одним из самых богатых в стране. Сотрудничая с Золотой Ордой, он успешно использовал татар для усиления своей власти и борьбы с немецкими рыцарями и шведскими феодалами, с Литвой и её союзниками, среди которых было Тверское княжество — главный соперник Москвы. Иван Калита был первым московским князем, потребовавшим, чтобы его называли «великим князем всея Руси». На службу в Москву стали привлекать бояр, вольных слуг из соседних русских княжеств, для которых эта служба
становилась выгодной и почётной. Формировалось московское боярство как опора великого князя владимирского и московского. При поддержке хана Иван Калита присоединил к Московскому княжеству Коломну, Переяславль, Серпухов и Можайск. Владения Москвы простёрлись до границ Литовского княжества.

Святитель Петр,
митрополит Киевский. Икона XV века.
Государственная
Третьяковская галерея

Православная церковь, радея за объединение русских земель, видела в потомках Александра Невского — московских князьях — силу, способную собрать русские земли воедино. Именно поэтому она в лице митрополитов помогала им укреплять авторитет Москвы. Так, по приглашению Ивана Калиты митрополит Пётр перенёс свою кафедру из Владимира в Москву, сделав её «стольным градом». Духовный авторитет Петра, канонизированного в 1336 году и ставшего святым покровителем Москвы, ещё более усилил политическое значение города и всего Московского княжества. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно перенёс местопребывание митрополитов в Москву. В свою очередь Иван Данилович, продолжая традицию московских князей служить Богу и Отечеству, построил в Кремле первый каменный храм — Успенский собор, ставший усыпальницей митрополитов, перестроил в камне Архангельский собор, заново обнёс Кремль дубовым частоколом, окружил столицу поездами и слободами. Его сын Симеон Гордый, также используя ханов в своих интересах, обеспечивая с их помощью военный и моральный перевес Москвы над Тверью, ещё более расширил территорию Московского княжества, присоединив Калугу, Юрьев, земли в бассейне реки Протвы. Следующий потомок Александра Невского Иван Красный подчинил Москве Тверь, Новгород и Ростов. Так, опираясь на свою силу и богатство, имея поддержку Церкви и в Орде, московские князья стали обладать реальной властью во всей Владимиро-Суздальской Руси.

Продолжение читайте в журнале «Царицын Православный» №9, 2020 (стр. 10-15) (жми ссылку)

Зоя Тинина,
доктор исторических наук
Ирина Пронина,
кандидат исторических наук
Волгоград, 2016
Из сборника «Красный собор»,
Волгоград, 2020 (см. стр. 48)