Новости Пермской митрополии

«Осознание отдаленности от Бога есть начало покаяния»

7 Марта 2021

Накануне, 27 февраля, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме города Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Сегодняшний воскресный день Святая Церковь посвятила притче О блудном сыне. Это евангельское повествование рассказывает нам о том, как в одной, вероятно, большой семье, живущей в достатке, сын решил попросить у отца наследуемую часть имения. Он решился на этот шаг, оставляя благополучие, довольство, успех, которые были даны ему любящим отцом только по той причине, что он являлся сыном. Отрок решил, что может самостоятельно устроить свою жизнь лучше того, чем было в семье его отца. Он взял то, что ему полагалось, но и ушел «на страну далече» (Лк. 15;13).

Это евангельское повествование в преддверии Великого поста, может быть, ярче других евангельских сюжетов раскрывает перед нами смысл покаяния. «Страна далече», дальняя сторона, в которую ушел блудный сын, является образом того, как мы в большинстве случаев проводим свою жизнь, как мы по сути ее проживаем. Мы уходим от Бога «в страну далече», и лишь тогда, когда нам что-то вдруг требуется для устроения своей жизни, мы пытаемся возвратиться в дом Божий, обращаясь к Нему, а после вновь ввергаем свою жизнь во власть суеты и пороков.

Уйдя в дальнюю сторону, блудный сын, в итоге, получил тот результат, которого и следовало ожидать – он остался «ни с чем», потому что никто, кроме отца не смог предложить отроку все необходимое для благополучной жизни. Осознав это, он вспомнил о своем отчем доме.

Когда человек испытывает чувство отдаленности от Бога, когда человек понимает на своем опыте, что есть «страна далече», тогда в нем зарождается чувство покаяния. Только тогда возникает у человека раскаяние, когда он переживет и прочувствует отдаленность от своего Отца, которая является сутью греховной жизни. Человек, испытавший это на своем опыте, имеет способность осознавать свою вину и желание исправить свою жизнь. Подобное произошло и с блудным сыном, который, отдалившись от отца, осознал пустоту той жизни и тех обстоятельств, в которых он оказался.

Обычно, приходя на исповедь, мы перечисляем свои грехи: согрешили словом, делом, помышлением… Но, перечислить свои грехи легко, а изменить, исправить свою жизнь вслед за этими словами, обрести подлинное покаяние, вернуться к своему Отцу - это великий подвиг. В этом, по словам святых отцов, заключается суть христианской жизни. Возвращение к Отцу есть возвращение домой, к тому великому благу, которое Господь даровал нам. Прежде всего, Он даровал нам жизнь, чтобы мы употребили ее со смыслом. По словам святителя Василия Великого, жизнь каждого человека должна быть наполнена смыслом, а не являться лишь источником наслаждений, образом которых стало расточение имения блудного сына «на стране далече». Отрок жил, расточая богатство своего отца, расточая свою жизнь. Через Сына Своего – Иисуса Христа, Господь даровал нам Царство Небесное, даровал нам Свою любовь, даровал нам Свое покровительство и от этого всего блудный сын отказался…

Слушая эту притчу, братья и сестры, мы должны рассуждать о том, в каком состоянии, на какой стадии пути блудного сына находимся мы с вами. Уходим мы «на страну далече» или возвращаемся в отчий дом? Мы должны знать что в нашей жизни является дальней страной, в которую мы некогда ушли, должны осознать свою отдаленность от Бога. Только тогда у нас возникнет чувство раскаяния, а затем и покаяние перед Богом, чувство вины и тоски по своему Отцу и отчему дому.

В преддверии Великого поста Святая Церковь также воспевает песнопение: «На реках Вавилонских, тамо сидохом и плакахом…» (Пс. 136), эти слова из Псалтири изображают тоску израильского народа по Иерусалиму, когда народ Божий был взял в плен вавилонянами. Это песнопение должно обострять в нас чувство разлуки со своим Отцом, разлуки с Богом. Живя «на стране далече» и нося свои немощи, может быть, с ропотом, с негодованием мы еще не постигли в полной мере отдаленность от Бога, не обратили себя к раскаянию и покаянию перед ним, чтобы с Его помощью исправить свой жизненный путь, дабы Господь принял нас, как Отец любвеобильный, встретив, обняв и приняв в Свои объятия, подобно тому, как встретил милосердный отец своего блудного сына. Аминь».

За богослужением в сан иерея был рукоположен диакон Алексий Щелканов.

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин