Новости Калужской и Боровской епархии

Митрополит Климент совершил Божественную литургию в праздник Крещения Господня и Великое освящение воды в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги

20 Января 2021
20 Январь 2021

19 января 2021 года во вторник Седмицы 33-ей по Пятидесятнице митрополит Калужский и Боровский Климент совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги.

Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: иерей Дионисий Лобанов, иеромонах Феофан (Сурин), иеромонах Херувим (Левин), протодиакон Алексий Хамтеев, протодиакон Сергий Комаров, диакон Тимофей Карпенко.

Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии и хор Калужского духовного училища.

После Божественной литургии Его Высокопреосвященство совершил чин Великого освящения воды.

По окончании богослужения владыка Климент поздравил прихожан праздником Крещения Господня и преподал архипастырское благословение.

    «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа».
    «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов .. и на всяку пользу изрядну (сильную)».

    В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св.Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год.

    И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

    В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе.

    Церковь в богослужебном Уставе (Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят» «не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду»