Новости Калужской и Боровской епархии

Престольный праздник в Свято-Троицком кафедральном соборе города Калуги

7 Июня 2020
07 Июнь 2020

7 июня 2020 года, День Святой Троицы. Пятидесятница. Праздничные богослужения прошли в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Божественную литургию совершил митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии.

Его Высокопреосвященству сослужили иерей Максим Лихонин - ключарь собора, иеромонах Феофан (Сурин), иеромонах Херувим (Левин) - проректор Калужской духовной семинарии по воспитательной работе, протодиакон Сергий Комаров, диакон Тимофей Карпенко.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

За богослужением митрополит Климент совершил иерейскую хиротонию студента IV курса Калужской духовной семинарии Филиппа Лисенкова.

Проповедь перед причастием произнес диакон Тимофей Карпенко.

По завершении Литургии митрополит Климент в сослужении духовенства совершил Великую вечерню с великим прокимном "Кто Бог велий.." и чтением коленопреклонных молитв. Вечерня закончилась славлением праздника и кроплением верующих святой водой.

По окончании всех молитвословий владыка Климент поздравил свою паству с Днем Святой Троицы и престольным праздником собора:

"День Святой Троицы. Храмы насыщены свежим запахом берез, которые напоминают нам о душе, призванной проснуться от греховной спячки и через прикосновение к ней благодати Святого Духа ожить, как оживает природа после зимы, согретая теплыми лучами солнца.

В праздник Святой Троицы евангельское чтение обращает наше внимание на слова Иисуса Христа о Духе Святом, Которого должны «принять верующие в Него» (Ин. 7, 39). В Священном Писании Ветхого Завета есть немало указаний на Святого Духа. В самых первых строках книги Бытия, где повествуется о сотворении мира, говорится: «И Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2). Иудеи верили, что Дух Божий освящает человека, наделяет его даром пророчества, сохраняет и подает жизнь (Иер. 2, 13 и 17, 13; Зах. 14, 8). Но до пришествия в мир Спасителя Дух Божий трактовался лишь как Божественное действие. Христос открывает людям, что Святой Дух – одна из Ипостасей Триединого Бога, и что для Его принятия человеку необходима вера: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37–38).

Спаситель обращает эти слова не только к Своим ученикам, а произносит их во всеуслышание, при большом стечении людей, собравшихся в Иерусалиме на праздник кущей (Ин. 7, 37). Его слова вызывают горячий спор среди людей: «Многие... говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?.. И так произошла о Нем распря в народе» (Ин. 7, 40–43)".

Почему Великая вечерня с коленопреклоненными молитвами, которая следует на Троицу за Литургией, совершается сразу, не дожидаясь вечера?

Того требует Устав Церкви (в Типиконе сказано: «Знаменует (то есть ударяет в колокол) ранее последования ради коленопреклонения»), это отражение нетерпения человека — помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного вознесшимся Иисусом сошествия Духа.

У великой вечерни несколько уникальных особенностей. В мирную ектению добавляются особые прошения о благодати Святого Духа. А кульминация — это, конечно же, чтение коленопреклоненных молитв. Их всего семь, они делятся на три части: по две в первой и второй, три в третьей. Части разделяются между собой короткими молитвословиями: первая — после великого прокимена («Кто Бог велий...»), вторая — после сугубой ектении «Рцем вси...»); после второй части поется «Сподоби, Господи» и затем уже третья часть. В первой части воспевается домостроительство нашего спасения, и она, действительно, покаянная («...услыши ны, вонь же аще день призовем Ти, изрядне же в день сей пятдесятный...»). Вторая часть — это молитва о нашем обновлении Духом Святым («...светом Духа просветихомся и прелести якоже тьмы изменихомся...»), а третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших: «...и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения...».

В самом конце вечерни — третья из ее особенностей — длинный особый отпуст: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый...». В его вводной весьма пространной фразе воспеваются все спасительные действия Бога, начиная с воплощения, заканчивая крестной смертью и посланием Духа. Этот отпуст подводит итог всему искупительному действию Господа.

иерей Филипп Лисенков, родился 28 ноября 1996 года в городе Москва. В 2014 году окончил школу - НОУ Православная гимназия в г. Козельске. В том же году поступил в Калужскую духовную семинарию. В мае 2016 года призван на военную службу в ряды Российской Армии. Службу проходил в в/ч 75384 уб. 25 мая 2017 года был демобилизован в звании сержанта. Летом того же года продолжил обучение в Калужской духовной семинарии. 6 мая 2018 года венчался на воспитаннице Калужского духовного училища Волковой Светлане. 28 октября 2018 года митрополитом Калужским и Боровским Климентом рукоположен во диакона.