Новости Приамурской митрополии

В ВИФЛЕЕМЕ...

Источник информации: Приамурская митрополия
9 Января 2022
9 Января 2022 16:28

В Вифлееме...

Иеромонах Арсений (Бабаев)


Место Рождения Богомладенца Христа (г. Вифлеем)


«…ибо ради нас родился Младенец малый, Предвечный Бог!»

(окончание кондака Рождеству Христову)


Самое главное, что Бог принес человечеству - это Он Сам. Христианство – это Христос


Рождество Христово ведет нас всех (и взрослых и маленьких, и богатых и бедных, и образованных и малограмотных) в Вифлеемскую пещеру и ставит всех верующих в изумлении перед чудесным фактом: Рождение совершенного идеала - Иисуса Христа, Сына Божьего. Чрезвычайно важно иметь всегда перед собой этот совершенный божественный Идеал. Почему?

Если мы имеем главную цель жизни - Иисуса Христа, Который есть единственный чистый, божественный источник всякого блага, то это стимулирует нас на постоянное движение к Нему. Эта цель постоянно мотивирует нас идти к ней – из нашей греховной тьмы и нечистоты - к чистому свету, ко Христу. Одновременно с этим, это постоянное стремление к Нему рождает необходимое для спасения покаянное, смиренное понятие о самом себе, чувство своей греховности, своего глубокого несоответствия - именно в контрасте с этим чистейшим светом, совершенством Христа Бога. Тогда не будет той точки, на которой мы можем остановиться и надменно сказать: «Я достиг!», потому что когда перед нашими глазами очень высокий идеал, то нечем загордиться. Именно в контрасте с чистотой Бога, бессмертной, небесной красотой Христа.

Итак, когда цель – Сам Христос: всегдашняя обращенность ума и сердца ко Христу, то это, во-первых, воодушевляет, мотивирует постоянно устремляться к Нему как к источнику, смыслу и центру жизни. Во-вторых, в контрасте нашей греховной страстности и бесстрастности Христа, дает понимание того, что и само общение с Ним, т.е. молитва не должна быть страсстной: эмоционально разгоряченной, мечтательно-возбужденной, а должна быть спокойной, тихой, смиренной и невоображательной (без фантазий). Об этом говорят все святые отцы. И в-третьих, эта цель не дает впасть в уныние от чувства своего недостоинства и далекости от Христа, поскольку Сам Он чрезвычайно близок к нам, любит нас, и каждому человеку хочет помочь и спасти его. Он доказал это тем, что Сам пришел к нам, что ради нас, в ту святую ночь дал вместить Себя в убогой, темной, холодной Вифлеемской пещере, куда загоняли скот в плохую погоду. С первых же секунд жертвенно начав Свою земную жизнь здесь, среди людей, жизнь длиною в 33 года, Он жертвенно ее окончил, отдав Себя распять на Кресте. Он Воскрес. Смерть не властна над Тем, Кто есть Сама Жизнь. Он пришел к нам для того, чтобы быть в центре наших сердец «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23, 26). Он пришел ко всем и к каждому. Он пришел к тебе лично. Он пришел за тобой, чтобы спасти твою душу от эгоцентризма и духовной смерти для вечности. Ты Ему очень дорог.


Добро без Христа – добро, смешанное со злом

Пожалуй никто так точно не выразил состояние человека после грехопадения, как святитель Игнатий (Брянчанинов)(?1867): «В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло (например самонадеянность, тщеславие, самолюбование). Человек вкушением греха, то есть опытным познанием зла, отравлен. Отрава проникла во все части тела, во все силы и свойства души: поражены недугом греховным и тело, и сердце, и ум. Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свой разум здравым. Здравым разум был до падения; по падении у всех человеков, без исключения, он сделался лжеименным (т.е. помраченным, находящимся под влиянием лжи и самообольщения) …Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свое сердце добрым: оно было добрым до падения; по падении добро его смешалось со злом, и для спасения должно быть отвергнуто, как оскверненное. …Тщетно и всуе именует их падшее и слепотствующее человечество добрыми, изящными, возвышенными! Глубоко наше падение: весьма немногие человеки сознают себя существами падшими, нуждающимися в Спасителе. «Тогда имеет цену добро, «когда оно приводит ко Христу. Когда же оно, удовлетворяясь собой, отлучает от Христа, тогда оно делается величайшим злом, отнимает у нас спасение, даруемое Христом, спасение, которого оно само собой никак подать не может».

Таким образом, «добродетели христианина должны истекать из Христа, …а не из естества падшего» - заключает святитель. «…Предадимся деятельности, заповедуемой нам верой во Христа!».

Христос – наше всё

Христос родился в нашем падшем мире именно потому, что наша человеческая природа стала изуродована грехом и больна: прежде всего наши ум, воля и чувства. Поэтому в падшем состоянии всё наше: мышление, желания, чувства – повреждены, помрачены, страстны, эгоистичны.

Бог стал Человеком, чтобы человека духовно возродить, соединить с Собой, спасти. Самому очиститься от страстей, самому стать духовным, самому развить святые свойства (любовь, радость, мир и др.) - невозможно, но только обращаясь умом и сердцем к их источнику – Иисусу Христу. Пример настоящего преображения во Христе – тысячи и тысячи святых: из века в век - до наших дней и до самого Второго Пришествия Христова. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин.15:4-5).

Без постоянного обращения ко Христу невозможно победить никакие страсти. Без Христа невозможно быть и в истинном добре. В том-то и задача – смирить свою надменность, самолюбование, познать свою ничтожность без Христа.

Христос есть наше всё:

  • Любовь («Бог есть Любовь» - 1Ин.4:8).
  • Радость («…радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» - Ин. 15:11; «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» - Рим. 14:17. «Мы должны возлюбить Христа – до самозабвения. Так мы сможем состояние уныния претворить в радость» - преп. Порфирий).
  • Мир («…мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» - Ин.14:27).
  • Долготерпение («Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» - Пс.102).
  • Благость («Никто не благ, как только один Бог» - Мф.19:17).
  • Милосердие («Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый…» - Исх.34:6)
  • Кротость, смирение и послушание («…ибо Я кроток и смирен сердцем» - Мф.11:29; «…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» - Фил. 2:8. «Смирение есть Христов образ мыслей» - преп. Симеон Новый Богослов).
  • Воздержание и бесстрастие («Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет «нет изменения и ни тени перемены» - Иак.1:17).
  • Свет («Я есмь свет миру» - Ин.8:12).
  • Жизнь («Я есмь путь и истина и жизнь» - Ин.14:6).
  • Все это в свою очередь прекрасно выразил апостол Павел, сказав что любое истинное (не смешанное со злом) благо - дар Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал.5:22-23).

    Преподобный Иосиф Исихаст (?1959):

    «Всякое благо имеет начало от Бога. Не бывает благого помысла не от Бога и лукавого не от диавола. Итак, все, что бы ты ни подумал, ни сказал, ни сделал хорошего, – все это дар Божий. «Всякий дар совершенный нисходит свыше» (Иак.1:17). Все – дар Божий, своего собственного мы не имеем ничего.

    Так вот, всякий, кто желает и просит благодати …должен прежде всего хорошо познать свое собственное существо – «познай самого себя». И это – сущая истина. Ведь у каждой вещи есть начало. И если не познаешь, в чем состоит начало, то в конце не получишь добра.

    Итак, начало и истина – в том, чтобы познать, что ты ничто, ноль и что из ничего произошло все. Рече и быша, повеле и создашася. Он сказал – и стала земля. И, взяв глину, создал человека: без души, без ума – простого глиняного человека. Вот твое собственное существо. Вот что такое все мы. Земля и глина.

    Итак, вдунул в тебя Творец и дал тебе дух жизни. И вот ты сразу стал человеком разумным. Ты говоришь, трудишься, пишешь, учишь: ты стал машиной Божией. Однако не забывай, что корень твой – земля».

    «Итак, познай себя, что ты — ничто. Таково твое существо — ничто. Происхождение твое — глина, жизненная сила твоя — дыхание Божие. Итак, все — Божие. … Так вот, часто взывай к Отцу своему, Который всегда рядом с тобой и не отлучается никогда. Он даже ближе, чем движение твоего ума: Он в твоем дыхании, в твоем уме, в твоем слове. Бог все вмещает. Мы, убогие и безумные, в Нем живем, в объятиях Его носимы».

    Преподобный Порфирий Кавсокаливит (?1991):

    «Христос – это новая Жизнь. Христос – это все. Он – радость, Он – жизнь, Он – свет, свет истинный… Возлюбите Христа и ничто не предпочтите Его любви. Христос это все, это источник жизни, предел желаний, это – все. Во Христе есть все, все самое прекрасное».

    «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль!» - говорит Сам Христос, обращаясь в лице израильского народа ко всем людям: «…Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею: сия есть первая заповедь!» (Мк.12:30). Возлюбить Иисуса Христа – центральная заповедь Нового Завета!

    Итак, христоцентричность – основополагающий принцип всей жизни, цель жизни, цель всех устремлений и усилий, чему противоположна эгоцентричность.

    Всем известно, что существенным свойством любви является желание быть в общении с любимым. Первым предметом любви человека является Бог. Надо искать Истину ради Истины. Надо любить Истину ради любви к Истине. Общение человека с Богом установлено при создании человека; прервано грехопадением; восстановлено Христом.