Новости Екатеринбургской митрополии
![](/www/news/2014/7/311559529532_a.jpg)
Екатеринбург, 31 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Целый ряд решений, касающихся помощи зависимым от алкоголя людям, был принят на заседании Священного Синода 25 июля. Синод принял «Концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» и одобрил к богослужебному использованию чин «Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании».
Священный Синод восстановил также ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября (29 августа) - в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи. Архиереям и духовенству рекомендовано в этот день посвящать проповедь важности сохранения трезвого образа жизни. Отныне 11 сентября в храмах будут совершать молебное пение о страждущих недугом винопития, а во взаимодействии с государственными и общественными организациями (по возможности) осуществлять публикации и проводить мероприятия, направленные на поддержание трезвого образа жизни.
Впервые в России День трезвости был установлен Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году (определение № 6966 от 8 августа), а в 1914 году было решено проводить его ежегодно (определение № 2481 от 13-31 марта).
В Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма указано, что злоупотребление алкогольными напитками является одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви. Долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как к норме и нравственной ценности.
Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния.
В посланиях апостолов упоминаются лечебные свойства вина (1 Тим. 5:23), но также указывается пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10). Библейская традиция не запрещает употребление вина, но важно помнить о пользе воздержания. Когда во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.
Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. Церковь обеспокоена сложившейся ситуацией и считает пьянство безусловным злом. Просветительская работа в этом направлении (отмечено в Концепции) должна стать основой утверждения трезвости в обществе. При этом формы и методы деятельности по утверждению трезвости рассматриваются как вид социального служения и включают в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и социальную адаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
Работа по утверждению трезвости ведется по трем направлениям. Первое имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности. Этому способствует просветительская работа в братствах, обществах, общинах трезвости и иных церковных организациях.
Второе направление охватывает работу с лицами, систематически употребляющими алкоголь, и включает в себя просвещение этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлечение в общинную жизнь, деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных).
Третье подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих алкоголизмом, и их родственников, курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости. В каждой из этих форм работы применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы – в разумном сочетании.
Среди форм и методов реабилитационной деятельности в Концепции указаны, в частности, обеты трезвости (зароки от пьянства); индивидуальные консультации для страждущих и их родственников; групповые беседы со страждущими и их родственниками; курсы или школы по избавлению от алкогольной зависимости; группы само- и взаимопомощи; адаптации к трезвой жизни; реабилитационные центры, как церковные и церковно-общественные учреждения.
Координация церковной деятельности по утверждению трезвости осуществляется на нескольких уровнях: общецерковном, епархиальном, благочинническом, приходском. Особая роль отводится монастырям, которые издревле являлись центрами аскетического подвига и молитвы, участвовали в делах милосердия и благотворительности. И в наши дни тысячи страдающих алкоголизмом людей обращаются сюда за помощью, находя часто именно в монастырях временный или постоянный приют.
Взаимодействие Церкви, государства и общества в утверждении трезвости учитывает исторический опыт взаимодействия Русской Православной Церкви и Российского государства. Комплексная система воспитания народа в духе трезвости была выстроена их совместными усилиями еще в конце XIX века. В настоящее время такое сотрудничество необходимо возрождать на общенациональном, региональном и местном уровнях.
Сотрудничество Церкви и государства может осуществляться в разных видах деятельности, в том числе - в разработке и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, направленных на утверждение трезвости (в том числе через искусство и средства массовой информации);
- в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью;
- в законотворческой деятельности;
- в общественном контроле за соблюдением антиалкогольного законодательства и за реализацией мер, направленных на ограничение доступности алкоголя;
- в содействии общественному движению трезвости.
Важно отметить, что Церковь не подменяет собой государственные медицинские и образовательные учреждения, но всемерно способствует их деятельности, направленной на оказание помощи зависимым от алкоголя и профилактику алкоголизма.
В отношении общественных объединений и отдельных энтузиастов в области профилактики алкоголизма Церковь придерживается той же позиции - считает необходимым всяческое взаимодействие с целью реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью. При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.
Во взаимоотношениях со СМИ церковные структуры используют традиционные формы: разработку и проведение информационных кампаний, подготовку печатных публикаций, радио- и телематериалов на тему утверждения трезвости; содействуют освещению в СМИ церковной деятельности по утверждению трезвости, размещению в сети интернет (сайты, базы данных, библиотеки, социальные сети, блоги, форумы и прочее) материалов, посвященных утверждению в обществе норм трезвости. При этом Церковь признает недопустимой рекламу алкогольной продукции в любой информационной сфере.
Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма. Среди наиболее действенных средств борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, должно быть участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых. Но главное условие успеха в утверждении трезвости и профилактике алкоголизма – это, конечно, полное воздержание от употребления алкогольных напитков.