Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская Епархия
6 Февраля 2012
неделя о мытаре и фарисее.
сегодня православная церковь начинает подготовку к великому посту. эта подготовка служит цели духовно приблизить христианина к главному и единственному смыслу великого поста - покаянию. каждая из трех седмиц (недель) и каждая из четырех недель (воскресных дней) перед постом имеет свое название и значение. за три седмицы до великого поста православная церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее, изложенную в евангелии от луки (глава 18 стихи 9-14). этот день называется неделей о мытаре и фарисее, и именно с него начинается трехнедельная подготовка к посту.

фарисеями именовались последователи религиозно-общественного течения, проживавшие в древней иудее в так называемый период второго храма (с 516 года до нашей эры по 70 год нашей эры). само слово "фарисей" ведет свое происхождение из древнееврейского языка и означает "отделившиеся". фарисеи претендовали на обладание уникальными знаниями, якобы переданными им моисеем, и тщательно исполняли внешние обряды, в связи с чем многие считали их мудрыми и благочестивыми. в то же время мытари, сборщики царских податей, зачастую злоупотреблявшие своими полномочиями, были повсеместно ненавидимы и презираемы.

притча, которую по евангельскому сюжету иисус христос рассказывал "некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других", повествует о том, как фарисей и мытарь молились в храме. фарисей молился так: "благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. пощусь два раза в неделю. жертвую десятую часть из всего, что приобретаю". мытарь же от стыда перед богом за свою неправедную жизнь "не смел даже поднять глаз своих к небу" и лишь молил его о прощении грехов.

слова, с которыми обращался к богу мытарь ("боже, будь милостив ко мне, грешному", в церковнославянском переводе - "боже, милостив буди мне грешному") выделены в отдельную "молитву мытаря". эта молитва принята православной церковью как общеупотребительная.

завершается же притча утверждением спасителя нашего, согласно которому "мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

в этот день православная церковь призывает христиан к размышлению о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан богом, а возвышающий себя (фарисей) - осужден.

седмица после недели о мытаре и фарисее называется "сплошной", или "всеядной", потому что во время нее в среду и пятницу христианам позволено вкушать скоромную пищу в знак обличения этим горделивого поста фарисея.

подготовил иерей михаил стариков.