Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
1 Декабря 2015

По преданию, икона принадлежала святителю Афанасию III Пателларию, патриарху Константинопольскому, владельцу кельи Серай. После смерти святителя в 1654 году она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре. В день открытия Андреевского скита (22 октября 1849 года) митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву).

Перед кончиной в 1862 году игумен Виссарион передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиакона Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы».

Благодатью Своей Матерь Божия посылала исцеление и другим больным, притекавшим к Ее святому образу, страдающим головной болью, параличом, немым, расслабленным.

Слободской Христорождественский монастырь во время настоятельства игумении Пульхерии был избран Матерью Божией для прославления Своей иконы, получившей название «Утешение в скорбех и печалех».

В 1863 году в Слободской собор прибыл с Афона для сбора пожертвований иеромонах Паисий и привез с собой эту икону, которая была поставлена в Христорождественском монастыре. Граждане города Слободского день и ночь спешили толпами поклониться чудотворному образу. Благодать Божия тогда же изволила прославить икону Богоматери чудотворениями.

18-летний сын бывшего священника из села Вырмыжское Вятского уезда Николая Неволина Владимир был немым в продолжение шести лет. Опечаленный отец целый год лечил мальчика, но язык болящего оставался без движения. Беспокоясь о судьбе сына, отец отдал его на несколько лет учиться живописному искусству у Александра Пашкина. Владимир терпеливо переносил свое горе и через два года хорошо уже владел кистью живописца, так что его учитель часто брал Владимира с собой в разные села для писания иконостасов.

Кроме Владимира, у Пашкина было еще два ученика. Один из них Иван Вершинин, узнав о принесенной с Афона святыне, возымел усердие отслужить перед иконой Богоматери молебен. Так как у него не оказалось достаточно денег, то для исполнения своего намерения он обратился с просьбой к своим товарищам, предлагая им сложиться и на собранные с троих деньги отслужить молебен. Те с радостью согласились и 18 числа утром все поспешили в обитель. Но святая икона с раннего утра была вынесена из храма для служения перед ней молебствий в домах граждан. Живописцы целый день следовали за иконами, и только после вечерни им удалось исполнить свое намерение.

Когда отец Паисий вернулся с иконами в церковь, они все трое пали перед образом Царицы Небесной. Молебен окончился; они начали прикладываться к образу, и вдруг произошло дивное знамение милости Богородицы. Едва Владимир коснулся своими устами Ее образа, как почувствовал, что с ним происходит нечто необычайное. Живописцы вернулись домой и сели за свою работу иконописания. С Владимиром в одной комнате находился брат хозяина Гавриил. И вот, смотря на него с задумчивостью, Владимир вдруг сказал:

— Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!

Произнесши эти слова, он сам ужаснулся и с удивлением спросил Гавриила:

— Неужели я говорю?

Гавриил же был так поражен всем происшедшим, что мог только сказать ему:

— Молись, молись, Володенька.

Со слезами пал Владимир перед иконой Вседержителя и потом по совету своего товарища Вершинина немедленно же поспешил снова в обитель воздать благодарение Богоматери. Радости отца, родных и самого исцеленного нельзя и описать. 20 ноября Владимир исповедался у иеромонаха Паисия и приобщился Святых Таин.

Сам Владимир Неволин показал о своем исцелении следующее:

«В течение последних шести лет я был нем и не мог владеть языком для произношения слов, но с 19 ноября говорю легко, чисто и свободно. В исходе 1857 года, когда я во время отпуска учеников на святки гостил у моего зятя по сестре, Вятского уезда, села Вырмыжского священника Иоанна Кармильского, именно 25 декабря, при выходе из церкви от утренней службы, я имел доселе для меня неразгаданное, хотя хорошо сохранившееся в памяти видение. Некто в образе человека на паперти церковной дает мне приказание нечто написать моему родителю, находившемуся тогда в братстве Слободского Крестовоздвиженского мужского монастыря, и скрывается, сказав, что я сам могу пострадать, если не исполню приказания. На это видение тогда я не обратил должного внимания и приказания не исполнил, равно и не открыл никому о видении. В следующее затем время был я не совсем здоров и чувствовал горячечные припадки с бредом, а после этого боль в ногах. В 1858 г. на Сырной неделе я приехал из училища к тому же зятю, священнику Кармильскому, и в первый день Великого поста во время утренней молитвы вновь имел видение, при котором из трех явившихся мне светообразных мужей один упрекнул меня за неисполнение прежде данного приказания и предрек мне немоту и глухоту. Это последнее видение меня очень напугало, и я тотчас же сказал о нем своей сестре — жене священника, заметившей меня встревоженным. В тот же понедельник вечером приглашенный своими товарищами — братом Александром, уже умершим, и братом зятя Петром Кармильским, обучающимся ныне в семинарии, — петь с ними догматики, я почувствовал, что лишился голоса, а вскоре затем ощутил колотье в языке; и наконец, когда нужно было отвечать на чей-то вопрос, оказался немым. Тогда-то уже и о своих видениях, и о связанности моего языка письменно сообщил я своему отцу. Через несколько времени меня осматривал бывший вятский врач Г. Карцев, находившийся в селе Кырмыжском по делам службы, который назвал мою болезнь параличом языка и отозвался, что она могла бы быть излечена, если бы тотчас по обнаружении ее приставлено было 20 пиявок снаружи к моему горлу. Через полтора года меня привезли в г. Слободской для отдачи в учение живописи, и здесь родителем моим был представлен окружному слободскому врачу Г. Вакуловскому, суждения которого о моей болезни были мне известны.

Г. Вакуловский отозвался так:

«Мальчик Владимир Неволин в 1858 году был однажды представлен ко мне для совета о лечении от немоты, и я при осмотре нашел его действительно больным. Зная, что фармацевтические средства против такой болезни мало могли быть полезными, я не прописывал ему никаких лекарств».

Вообще ни он, ни Г. Карцев никаких лекарств против болезни моего языка не прописали, и я таковыми никогда не пользовался. До 18 ноября я был немой, как об этом могут свидетельствовать, кроме вышеприведенных лиц, домашние и ученики моего настоящего хозяина — купца Александра Пашкина, у которого я работаю более четырех лет, а также некоторые из духовных лиц г. Слободского, среди которых случалось мне бывать, и многие другие из слободских граждан».

Известен еще и такой случай милостивой помощи Богоматери. Дочь причетника Слободской Сретенской церкви Дмитрия Феодотова Овчинникова, 27-летняя девица Параскева, с малых лет была косноязычна. Говорить она могла с большим усилием и скрежетом зубов. Во время разговора на лице у нее делались конвульсии, глаза выкатывались или глубоко впадали и от сильного напряжения скоро заболевала грудь. Узнав о том, что с Афона в их город привезена чудотворная икона, Параскева 22 ноября отправилась в монастырь помолиться Богоматери. Лишь только после молебна она приложилась к Ее образу, как немедленно же почувствовала облегчение в груди, а после возвращения из храма в келью своей родственницы Екатерины Яковлевой Невоструевой она стала разговаривать с ней бойко, не заикаясь, без всякого напряжения и конвульсий. Увидев в этом явлении знамение чудесного заступления Пречистой Девы, обе они отправились в церковь и здесь перед чудотворной иконой долго изливали слезы благодарения за Ее милостивый покров.

Слободской купец Иван Трофимов Распопов страдал с малых лет такой сильной головной болью, что нередко по нескольку недель не мог подняться с постели. И когда в город была принесена икона Богоматери, он попросил ее к себе в дом, так как сам сходить в церковь не мог. После молебна он почувствовал облегчение, а вскоре и совсем оправился от своего тяжкого недуга.

Крестьянин из деревни Сверчковская Слободского уезда Николай Яковлев Воронцов 28 декабря 1862 года был разбит параличом ног и рук; с этого же времени он стал страдать постоянными болями в голове и груди. Узнав о чудотворной иконе, он захотел помолиться у образа Богоматери. Его привезли в монастырь. Во время молебна болящему стало легче. На другой день он пожелал принять Святые Тайны. Перед причащением он почувствовал такую бодрость во всем теле, что мог без посторонней помощи перекреститься, а затем сам подошел к чаше. Скоро же после этого он стал совершенно здоров.

Дочь крестьянина Авраамия Алексеева Кайсина из деревни Кругловская того же уезда, Ксения, до семилетнего возраста не владела руками и ногами. В таком положении ее привезли к образу, и она получила исцеление.

Крестьянин Василий Федотов Пушкарев из деревни Пушкаревская Слободского уезда страдал тяжелой головной болью, доведшей его до полного изнеможения, и только молитва в Слободском монастыре перед иконой Богоматери избавила его от нестерпимого недуга. Ветеринарный ученик Слободского окружного управления Авраамий Николаев с малых лет страдал одышкой, кашлял и чувствовал слабость во всем теле. Он так обессилел, что более двух месяцев никуда не выходил из своего дома. С великим трудом несколько раз он ходил в монастырь для поклонения чудотворному образу. И благочестивая ревность болящего низвела на него благоволение Царицы Небесной. В ночь на 7 декабря ему явилась икона Богородицы в такой же ризе и с теми же привесками, как и привезенная с Афона. Около себя больной увидел Женщину в белой одежде; Ее лица он не рассмотрел, а только услышал голос Ее, обращенный к нему:

— Вставай и неси меня в свой дом!

Слова эти разбудили его. Он встал и почувствовал себя совершенно здоровым. Немедленно же он пошел в монастырскую церковь и рассказал иеромонаху Паисию обо всем, бывшем с ним. Иеромонах, услышав рассказ Авраамия, отправился с иконой в его дом и отслужил благодарственный молебен.

Известны и еще случаи Божественного заступления Владычицы мира по молитве перед Ее образом «В скорбех и печалех Утешение». Крестьянка Анна Григорьева исцелилась при образе от мучивших ее припадков беснования. Пострадавшие при пожаре крестьяне Парфений и Илья Вокрушевы после моления перед иконой Богоматери исцелились от своих ожогов. Четырехлетний сын священника Христовоздвиженского женского монастыря получил исцеление от опасной раны на руке. Мещанка Анна Ушахина избавилась от припадков сумасшествия.

(Евгений Поселянин "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (1919 г.))

С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно.

22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви г. Слободского Параскева Овчинникова.

24 ноября исцелился от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног 7-летняя девочка Ксения Кайсина и от припадков 3-летний мальчик Петр Лихачёв.

25 ноября - от беснования А. Г. Шуктомова.

5 декабря - от воспаления кости 4-летний мальчик Василий Кибардин.

За 2 месяца после 1-го чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств.

Образ еще более прославился, когда его перенесли в Вятку, где он находился до мая 1864 года. В честь этой иконы в Вятском Преображенском девичьем монастыре в 1883 году был воздвигнут величественный храм.

В 1876-1882 года икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных.

В 1890 году икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию. Сопровождал ее будущий игумен скита иеромонах Иосиф.

3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования 2 девочки.

14 марта - на ст. Борки и 16 марта - в Ростове-на-Дону, были зафиксированы случаи исцеления от беснования.

В Новочеркасске, в Москве, на афонском подворье скита в С.-Петербурге; в местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих.

В 1890-1891 годах иеромонахом Иосифом в Санкт-Петербурге зафиксировано 21 исцеление от различных недугов.

С 17 сентября по 2 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, и здесь от нее также совершались исцеления.

6 февраля 1915 году на Петроградском подворье Старо-Афонского Андреевского скита Митрополит Петроградский и Ладожский священномученик Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.

Местонахождение иконы в настоящее время неизвестно. Возможно, в 1929 году ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом. В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 году.

В России несколько списков с иконы находилось в Вятской губернии. Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 году и находился в Христорождественском монастыре. 19 ноября 1866 года его украсили ризой, изготовленной на Афоне.

Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке.

В 1864 году Неволиным был создан еще один список для собора во имя свтятителя Николая в г. Нолинске Вятской губернии.

В 1882 году игуменьей Вятского Преображенского женского монастыря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иеромонахом Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни - 12 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 января.

В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губернии.

В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Христорождественском женском монастыре, куда был перенесён (на место исконного пребывания) по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка из Свято-Екатерининского собора.

В Софийском соборе в Царском Селе находится икона, написанная в 1913 году в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена сщмч. Вениамину (Казанскому), епископу Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 году эта икона была отдана Митрополитом Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения священномученика Иоанна Кочурова.

Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 году в келье святителя Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря на Афоне, сохранился в Алексиево-Акатовом женском монастыре Воронежа. В 1999 году отмечалось мироточение иконы.

В службе иконе используются тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали».

2 декабря в 8.00 митрополит Вятский и Слободской Марк возглавит Божественную Литургию в Христорождественском женском монастыре г. Слободской, где ныне пребывает чудотворный образ. Праздничное Богослужение в 8.00 также совершится в престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» г. Слободского, где также находится один из чудотворных списков образа.

Пресс-служба Вятской Епархии

История пребывания чтимого образа в г. Слободском по материалам сайта: www.ortlife.ru