Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
14 Июля 2015

ОПИСАНИЕ ПРАЗДНИКА

В го­ды прав­ле­ния ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Льва Ве­ли­ко­го, Ма­ке­до­ня­ни­на (457–474), бра­тья Галь­бий и Кан­дид, при­бли­жен­ные ца­ря, от­пра­ви­лись из Кон­стан­ти­но­по­ля в Па­ле­сти­ну на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам. В неболь­шом се­ле­нии вбли­зи На­за­ре­та они оста­но­ви­лись на ноч­лег у од­ной пре­ста­ре­лой ев­рей­ки. В ее до­ме вни­ма­ние па­лом­ни­ков при­влек­ли за­жжен­ные све­чи и ку­ря­щий­ся фими­ам. На во­прос, что за свя­ты­ня на­хо­дит­ся в до­ме, бла­го­че­сти­вая жен­щи­на дол­го не хо­те­ла от­ве­чать, но по­сле неот­ступ­ных просьб по­ве­да­ла, что хра­нит до­ро­гую свя­ты­ню – Ри­зу Бо­го­ро­ди­цы, от ко­то­рой про­ис­хо­дят мно­гие чу­де­са и ис­це­ле­ния. Пре­свя­тая Де­ва пред Успе­ни­ем по­да­ри­ла од­ну из Сво­их одежд бла­го­че­сти­вой де­ви­це-ев­рей­ке из это­го ро­да, за­ве­щав ей пе­ре­дать ее пе­ред смер­тью так­же де­ви­це. Так, от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию, Ри­за Бо­го­ма­те­ри со­хра­ня­лась в этой се­мье.

Дра­го­цен­ный ков­чег, со­дер­жав­ший свя­щен­ную Ри­зу, был пе­ре­ве­зен в Кон­стан­ти­но­поль. Свя­той Ген­на­дий, Пат­ри­арх Ца­ре­град­ский († 471; па­мять 31 ав­гу­ста), и им­пе­ра­тор Лев, узнав о свя­щен­ной на­ход­ке, убе­ди­лись в нетлен­но­сти свя­той Ри­зы Бо­го­ро­ди­цы и с тре­пе­том при­ло­жи­лись к ней. Во Влахерне, близ бе­ре­га мо­ря, был воз­двиг­нут но­вый храм в честь Бо­го­ма­те­ри. 2 июля 458 го­да свя­ти­тель Ген­на­дий с по­до­ба­ю­щим тор­же­ством пе­ре­нес свя­щен­ную Ри­зу во Влахерн­ский храм, вло­жив ее в но­вый ков­чег.

Впо­след­ствии в ков­чег с Ри­зой Бо­го­ро­ди­цы по­ло­же­ны бы­ли Ее свя­той омо­фор и часть Ее по­я­са. Это об­сто­я­тель­ство и за­пе­чат­ле­но в пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии празд­ни­ка, объ­еди­ня­ю­щей два со­бы­тия: по­ло­же­ние Ри­зы и по­ло­же­ние по­я­са Бо­го­ма­те­ри во Влахерне. Рус­ский па­лом­ник Сте­фан Нов­го­ро­дец, по­се­тив­ший Ца­рь­град око­ло 1350 го­да, сви­де­тель­ству­ет: «идо­хом во Влахер­ну, иде­же ле­жит Ри­за в ал­та­ре на пре­сто­ле в ков­че­ге за­пе­ча­та­на».

Не раз при на­ше­стви­ях вра­гов Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца спа­са­ла го­род, ко­то­ро­му да­ро­ва­ла Свою свя­щен­ную Ри­зу. Так бы­ло во вре­мя оса­ды Кон­стан­ти­но­по­ля ава­ра­ми в 626, пер­са­ми – в 677, ара­ба­ми – в 717 го­дах. Осо­бен­но зна­ме­на­тель­ны для нас со­бы­тия 860 го­да, тес­но свя­зан­ные с ис­то­ри­ей Рус­ской Церк­ви.

18 июня 860 го­да рус­ский флот кня­зя Ас­коль­да, в со­ста­ве бо­лее 200 ла­дей, опу­сто­шив бе­ре­га Чер­но­мо­рья и Бос­фо­ра, во­шел в бух­ту Зо­ло­той Рог и угро­жал Кон­стан­ти­но­по­лю. В ви­ду го­ро­да плы­ли рус­ские ко­раб­ли, вы­са­див­ши­е­ся во­и­ны «про­хо­ди­ли пред гра­дом, про­сти­рая свои ме­чи». Им­пе­ра­тор Ми­ха­ил III (842–867), оста­но­вив на­ча­тый по­ход на ара­бов, вер­нул­ся в сто­ли­цу; всю ночь он мо­лил­ся, про­стер­шись ниц на ка­мен­ных пли­тах хра­ма Влахерн­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­той Пат­ри­арх Фо­тий об­ра­тил­ся к пастве с про­по­ве­дью, при­зы­вая сле­за­ми по­ка­я­ния омыть гре­хи и в усерд­ной мо­лит­ве при­бег­нуть к за­ступ­ни­че­ству Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Опас­ность воз­рас­та­ла с каж­дым ча­сом. «Го­род ед­ва не был под­нят на ко­пье», – го­во­рит в дру­гой сво­ей про­по­ве­ди Пат­ри­арх Фо­тий. В этих усло­ви­ях бы­ло при­ня­то ре­ше­ние спа­сать цер­ков­ные свя­ты­ни, и преж­де все­го – свя­тую Ри­зу Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рая хра­ни­лась во Влахерн­ском хра­ме, неда­ле­ко от бе­ре­га за­ли­ва. По­сле все­на­род­но­го мо­леб­на свя­тую Ри­зу Бо­го­ма­те­ри, взя­тую из Влахерн­ско­го хра­ма, с крест­ным хо­дом об­нес­ли во­круг го­род­ских стен, по­гру­зи­ли с мо­лит­вой край ее в во­ды Бос­фо­ра, а за­тем пе­ре­нес­ли в центр Ца­рь­гра­да – храм Свя­той Со­фии. Бо­жия Ма­терь Сво­ей бла­го­да­тью по­кры­ла и усми­ри­ла во­ин­ствен­ность рус­ских во­и­нов. За­клю­чив по­чет­ное пе­ре­ми­рие, Ас­кольд снял оса­ду Кон­стан­ти­но­по­ля. 25 июня рус­ские вой­ска ста­ли от­хо­дить, уно­ся с со­бой боль­шой вы­куп. Неде­лю спу­стя, 2 июля, чу­до­твор­ную Ри­зу Бо­го­ма­те­ри тор­же­ствен­но воз­вра­ти­ли на ее ме­сто, в ра­ку Влахерн­ско­го хра­ма. В вос­по­ми­на­ние этих со­бы­тий бы­ло уста­нов­ле­но свя­тым Пат­ри­ар­хом Фо­ти­ем еже­год­ное празд­но­ва­ние По­ло­же­ния Ри­зы Бо­го­ма­те­ри 2 июля.

Вско­ре, в ок­тяб­ре – но­яб­ре 860 го­да, рус­ское по­соль­ство при­бы­ло в Кон­стан­ти­но­поль для за­клю­че­ния до­го­во­ра «люб­ви и ми­ра». В усло­вия мир­но­го до­го­во­ра вхо­ди­ли по­ло­же­ния о Кре­ще­нии Ки­ев­ской Ру­си, о вы­пла­те Ви­зан­ти­ей рус­ским еже­год­ной да­ни, раз­ре­ше­нии им всту­пать в ви­зан­тий­скую ар­мию, ве­сти тор­гов­лю на тер­ри­то­рии им­пе­рии (преж­де все­го, в Кон­стан­ти­но­по­ле), по­сы­лать в Ви­зан­тию ди­пло­ма­ти­че­ские мис­сии.

Важ­ней­шим был пункт о Кре­ще­нии Ру­си. Про­дол­жа­тель ви­зан­тий­ской «Хро­ни­ки Фе­о­фа­на» го­во­рит, что «по­соль­ство их при­бы­ло в Ца­рь­град с прось­бой сде­лать их участ­ни­ка­ми в свя­том Кре­ще­нии, что и бы­ло ис­пол­не­но». Во ис­пол­не­ние обо­юд­но­го же­ла­ния рус­ских и гре­ков в Ки­ев на­прав­ле­на бы­ла пра­во­слав­ная мис­сия. Неза­дол­го до то­го (в 855 г.) свя­тым рав­ноап­о­столь­ным Ки­рил­лом Фило­со­фом († 869; па­мять 14 фев­ра­ля и 11 мая) изоб­ре­те­на бы­ла сла­вян­ская аз­бу­ка и пе­ре­ве­де­но Еван­ге­лие. Есте­ствен­но бы­ло на­пра­вить с мис­си­ей в Ки­ев имен­но свя­то­го Ки­рил­ла и его бра­та, свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Ме­фо­дия († 885; па­мять 6 ап­ре­ля и 11 мая), с пе­ре­ве­ден­ны­ми сла­вян­ски­ми кни­га­ми. Так и по­сту­пил свя­ти­тель Фо­тий, уче­ни­ком ко­то­ро­го был свя­той Ки­рилл. Зи­му 860/861 го­да бра­тья про­ве­ли в Хер­соне, вес­ной 861 они бы­ли на Дне­пре, у кня­зя Ас­коль­да.

Пе­ред Ас­коль­дом, как впо­след­ствии пе­ред свя­тым кня­зем Вла­ди­ми­ром, сто­ял нелег­кий вы­бор, его пре­льща­ли то иудей­ской, то ма­го­ме­тан­ской ве­рой. Но под бла­го­дат­ным вли­я­ни­ем свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Ки­рил­ла князь сде­лал вы­бор в поль­зу Пра­во­сла­вия. В кон­це 861 го­да Ки­рилл и Ме­фо­дий вер­ну­лись в Кон­стан­ти­но­поль и при­вез­ли с со­бой по­сла­ние кня­зя (или, как на­зы­ва­ли се­бя в IХ–ХI вв. ки­ев­ские кня­зья, «ка­га­на») Ас­коль­да им­пе­ра­то­ру Ми­ха­и­лу III. Ас­кольд бла­го­да­рил им­пе­ра­то­ра за при­сыл­ку «та­ко­го му­жа, ко­то­рый по­ка­зал сло­вом и при­ме­ром, что хри­сти­ан­ская ве­ра – свя­тая». «Убе­див­шись, – пи­сал да­лее Ас­кольд, – что это – ис­тин­ная ве­ра, по­ве­ле­ли мы всем кре­стить­ся по сво­ей во­ле в на­деж­де и нам до­стиг­нуть свя­то­сти. Мы же все – дру­зья тво­е­му цар­ству и го­то­вы на служ­бу твою, ко­гда по­тре­бу­ешь».

Ас­кольд при­нял свя­тое Кре­ще­ние с име­нем Ни­ко­лай, кре­сти­лись и мно­гие из его дру­жи­ны. Непо­сред­ствен­но из Ца­рь­гра­да, сто­ли­цы Пра­во­сла­вия, тру­да­ми свя­тых апо­сто­лов сла­вян­ства при­шли на Русь сла­вян­ское Бо­го­слу­же­ние и сла­вян­ская пись­мен­ность. В Ки­ев был на­зна­чен свя­ти­те­лем Фо­ти­ем мит­ро­по­лит Ми­ха­ил, и рус­ская мит­ро­по­лия бы­ла вне­се­на в но­ти­ции – спис­ки епар­хий Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха­та. Свя­той Пат­ри­арх Фо­тий в Окруж­ном по­сла­нии 867 го­да сре­ди глав­ных до­сти­же­ний сво­е­го пер­во­свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния на­зы­ва­ет Кре­ще­ние бол­гар и рус­ских. «Рус­сы, ко­то­рые под­ня­ли ру­ку про­тив Рим­ской дер­жа­вы, – пи­сал он, по­чти до­слов­но ци­ти­руя по­сла­ние Ас­коль­да, – в на­сто­я­щее вре­мя да­же и они про­ме­ня­ли нече­сти­вое уче­ние, ко­то­рое со­дер­жа­ли преж­де, на чи­стую и непод­дель­ную ве­ру хри­сти­ан­скую, с лю­бо­вью по­ста­вив се­бя в чине под­дан­ных и дру­зей на­ших». (Ви­зан­тий­цы счи­та­ли «под­дан­ны­ми» всех при­ни­мав­ших Кре­ще­ние из Ца­рь­гра­да и всту­пив­ших в во­ен­ный со­юз с им­пе­ри­ей.) «И до та­кой сте­пе­ни раз­го­ре­лись в них же­ла­ние и рев­ность ве­ры, что они при­ня­ли епи­ско­па и пас­ты­ря, и ло­бы­за­ют свя­ты­ни хри­сти­ан с ве­ли­ким усер­ди­ем и рев­но­стью».

Празд­ник По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне яв­ля­ет­ся, та­ким об­ра­зом, од­новре­мен­но празд­ни­ком ка­но­ни­че­ско­го ос­но­ва­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной мит­ро­по­лии в Ки­е­ве. Бла­го­сло­ве­ни­ем Бо­жи­ей ма­те­ри и чу­дом от Ее свя­той Ри­зы со­вер­ши­лось не толь­ко спа­се­ние Ца­рь­гра­да от са­мой гроз­ной оса­ды за всю его ис­то­рию, но и спа­се­ние рус­ских из тьмы язы­че­ско­го суе­ве­рия к веч­ной жиз­ни. Вме­сте с тем, 860 год при­нес при­зна­ние Ки­ев­ской Ру­си Ви­зан­ти­ей, озна­ме­но­вал рав­но­прав­ный вы­ход мо­ло­до­го Рус­ско­го го­су­дар­ства на аре­ну ис­то­рии.

По­пыт­ка кня­зя Ас­коль­да воз­ро­дить на Дне­пре хри­сти­ан­ское бла­го­ве­стие свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, за­ду­ман­ная им ре­ли­ги­оз­ная и го­судар­ствен­ная ре­фор­ма окон­чи­лась неудач­но. Вре­мя утвер­жде­ния хри­сти­ан­ства на Рус­ской Зем­ле еще не на­ста­ло. Слиш­ком силь­ны бы­ли сто­рон­ни­ки язы­че­ской ста­ри­ны, слиш­ком сла­ба кня­же­ская власть. При столк­но­ве­нии Ас­коль­да с языч­ни­ком Оле­гом в 882 го­ду ки­ев­ляне пре­да­ли сво­е­го кня­зя. Ас­кольд при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от ру­ки на­ем­ных убийц, об­ма­ном за­вле­чен­ный в стан вра­гов для пе­ре­го­во­ров.

Но де­ло бла­жен­но­го Ас­коль­да (так на­зы­ва­ет его Иоаки­мов­ская ле­то­пись) не по­гиб­ло в Рус­ской Церк­ви. Ве­щий Олег, ко­то­рый, убив Ас­коль­да, за­нял по­сле него ки­ев­ское кня­же­ние, на­зы­вал Ки­ев «ма­те­рью гра­дам рус­ским» – это до­слов­ный пе­ре­вод гре­че­ско­го вы­ра­же­ния «мит­ро­по­лия Рус­ская». Бла­го­дар­ную па­мять о пер­вом ки­ев­ском кня­зе-хри­сти­а­нине хра­ни­ли древ­ней­шие хра­мы пра­во­слав­но­го Ки­е­ва: цер­ковь про­ро­ка Бо­жия Илии, по­стро­ен­ная Ас­коль­дом и поз­же упо­мя­ну­тая в До­го­во­ре Иго­ря с гре­ка­ми (944 г.), на ме­сте ко­то­рой и сей­час сто­ит храм то­го же име­ни, и цер­ковь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, воз­двиг­ну­тая в 50-х го­дах Х сто­ле­тия над мо­ги­лой Ас­коль­да свя­той рав­ноап­о­столь­ной Оль­гой. Важ­ней­шее за­во­е­ва­ние Ас­коль­да, на­все­гда во­шед­шее в цер­ков­ное на­сле­дие не толь­ко Ру­си, но и все­го пра­во­слав­но­го сла­вян­ства, – сла­вян­ское Еван­ге­лие и сла­вян­ское Бо­го­слу­же­ние, со­здан­ные тру­да­ми свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. В Ки­е­ве при дво­ре Ас­коль­да по­ло­же­но бы­ло в 861 го­ду на­ча­ло их апо­столь­ской де­я­тель­но­сти сре­ди сла­вян, про­дол­жив­шей­ся поз­же в Бол­га­рии и Мо­ра­вии. Вслед за бла­жен­ным Ас­коль­дом, го­во­ря сло­ва­ми древ­ней «Аз­буч­ной мо­лит­вы», «ле­тит ныне сла­вян­ское пле­мя – к Кре­ще­нию устре­ми­лись все».

С чу­дом от Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне свя­за­но несколь­ко вы­да­ю­щих­ся тво­ре­ний ви­зан­тий­ской цер­ков­ной гим­но­гра­фии и го­миле­ти­ки. Свя­ти­те­лю Фо­тию при­над­ле­жат две про­по­ве­ди, од­на из ко­то­рых бы­ла ска­за­на им непо­сред­ствен­но в дни оса­ды Кон­стан­ти­но­по­ля, дру­гая – вско­ре по­сле ухо­да рус­ских войск. (Они два­жды бы­ли из­да­ны на рус­ском язы­ке: 1) Епи­скоп Пор­фи­рий Успен­ский. Че­ты­ре бе­се­ды Фо­тия, свя­тей­ше­го ар­хи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, и рас­суж­де­ние о них. СПб., 1864; 2) Е. Л. (Ло­вя­гин Е. И.). Две бе­се­ды Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия по слу­чаю на­ше­ствия рос­сов на Кон­стан­ти­но­поль. – «Хри­сти­ан­ское чте­ние», 1882, №№ 9–10). Из­вест­ным цер­ков­ным пи­са­те­лем Ге­ор­ги­ем, хар­то­фи­лак­сом со­бо­ра Свя­той Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей в Кон­стан­ти­но­по­ле, бы­ло со­став­ле­но, по по­ру­че­нию Пат­ри­ар­ха Фо­тия, «Сло­во на по­ло­же­ние Ри­зы Бо­го­ро­ди­цы во Влахер­нах» (Рус­ский пе­ре­вод его из­дан в при­ло­же­нии к ра­бо­те: Ло­па­рев Х. М. Ста­рое сви­де­тель­ство о по­ло­же­нии Ри­зы Бо­го­ро­ди­цы во Влахер­нах в но­вом ис­тол­ко­ва­нии при­ме­ни­тель­но к на­ше­ствию рус­ских на Ви­зан­тию в 860 го­ду. – «Ви­зан­тий­ский Вре­мен­ник», том. II, СПб., 1895). С по­хо­дом Ас­коль­да на Ца­рь­град свя­за­но так­же со­зда­ние зна­ме­ни­то­го «Ака­фи­ста Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це», ав­то­ром ко­то­ро­го неко­то­рые цер­ков­ные ис­то­ри­ки на­зы­ва­ют то­го же свя­то­го Пат­ри­ар­ха Фо­тия. Этот Ака­фист со­став­ля­ет ос­нов­ную часть Бо­го­слу­же­ния в день По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. О со­бы­ти­ях 860 го­да по­вест­ву­ют не толь­ко ви­зан­тий­ские, но и рус­ские ле­то­пис­ные ис­точ­ни­ки. Пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец, под­чер­ки­вая зна­че­ние рус­ско­го по­хо­да на Ца­рь­град, от­ме­ча­ет, что с это­го вре­ме­ни «на­ча­ла про­зы­вать­ся Рус­ская Зем­ля». Неко­то­рые ле­то­пи­си, сре­ди них Иоаки­мов­ская и Ни­ко­нов­ская, со­хра­ни­ли из­ве­стия о Кре­ще­нии кня­зя Ас­коль­да и Ки­ев­ской Ру­си по­сле по­хо­да на Ца­рь­град. При этом на­род­ная па­мять проч­но свя­за­ла име­на ки­ев­ских кня­зей Ас­коль­да и Ди­ра, хо­тя, по мне­нию ис­то­ри­ков, Дир кня­жил в Ки­е­ве несколь­ко рань­ше Ас­коль­да.

По­чи­та­ние празд­ни­ка Ри­зо­по­ло­же­ния из­древ­ле из­вест­но в Рус­ской Церк­ви. Свя­той Ан­дрей Бо­го­люб­ский († 1174; па­мять 4 июля) воз­двиг во Вла­ди­ми­ре на Зо­ло­тых во­ро­тах храм в честь это­го празд­ни­ка. В кон­це ХIV сто­ле­тия часть Ри­зы Бо­го­ма­те­ри бы­ла пе­ре­не­се­на из Кон­стан­ти­но­по­ля на Русь свя­ти­те­лем Ди­о­ни­си­ем, ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским († 1385; па­мять 26 июня).

Свя­тая Ри­за Бо­го­ма­те­ри, хра­нив­шая преж­де сто­ли­цу Ви­зан­тии, спа­са­ла впо­след­ствии от непри­я­те­ля и пер­во­пре­столь­ную Моск­ву. Ле­том 1451 го­да под сте­ны Моск­вы под­сту­па­ли та­тар­ские пол­чи­ща ца­ре­ви­ча Ма­зов­ши. Свя­ти­тель Иона, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, непре­стан­ны­ми мо­лит­ва­ми и цер­ков­ны­ми служ­ба­ми укреп­лял за­щит­ни­ков сто­ли­цы. В ночь на 2 июля, со­об­ща­ет ле­то­пись, в та­тар­ском стане слу­чи­лось ве­ли­кое смя­те­ние, вра­ги бро­си­ли на­граб­лен­ное доб­ро и в бес­по­ряд­ке по­спеш­но от­сту­пи­ли. В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния Моск­вы свя­той мит­ро­по­лит Иона в том же го­ду воз­двиг в Крем­ле цер­ковь Ри­зо­по­ло­же­ния, став­шую его кре­сто­вой (до­мо­вой) цер­ко­вью. Она сго­ре­ла, но на ее ме­сте трид­цать лет спу­стя бы­ла по­стро­е­на в 1484–1486 гг. но­вая, так­же по­свя­щен­ная празд­ни­ку По­ло­же­ния Ри­зы Бо­го­ма­те­ри. Этот храм, сто­я­щий до­ныне, про­дол­жал слу­жить до­мо­вым хра­мом рус­ских мит­ро­по­ли­тов и Пат­ри­ар­хов до то­го вре­ме­ни, как был воз­ве­ден при пат­ри­ар­хе Ни­коне со­бор Две­на­дца­ти Апо­сто­лов.

МОЛИТВЫ

Тропарь Положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, /
ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, /
державное граду Твоему обложение даровала еси, /
безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, /
о Тебе бо и естество обновляется и время. /
Темже молим Тя мир граду Твоему даровати /
и душам нашим велию милость.

Кондак Положения Честной ризы Пресвятой Богородицы

глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Источник: azbyka.ru