Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
29 Мая 2015

На VII Кирилло-Мефодиевских чтениях прозвучал доклад доктора наук профессора ВятГГУ Владимира Борисовича Помелова о Трифоне Вятском Чудотворце, о святом, который выступил фактически основателем православного просветительства «на Вятке».

Преподобный Трифон Вятский (в миру Т. Д. Подвизаев) родился около 1546 г. в с. Малонемнюжском (Воскресенском) Пинежского уезда на р. Немнюге, ныне Архангельская область, в семье крестьян Дмитрия и Пелагеи Подвизаевых.

Биограф Трифона историк конца XIX в. И. М. Осокин отмечает, что достигнув совершеннолетия, склонный к иночеству юноша оставил родительский дом. В 1568 г. он принял монашество под именем Трифона в Пыскорском Спасо-Преображенском монастыре на Каме. Через два года после принятия иночества он оставил монастырь и удалился на р. Нижнюю Мулянку, а затем на р. Чусовую, откуда был вынужден уйти в 1580 г., рассорившись с владельцами тамошних мест Строгановыми.

До прибытия в г. Хлынов – главный город Вятской земли он занимался миссионерско-просветительской деятельностью среди остяков и вогулов. Однако сведения о непосредственной миссионерской деятельности святого Трифона среди «инородцев», как доказывал видный историк Вятского края П. Н. Луппов, по-видимому сильно преувеличены.

Большее значение для христианизации и распространения просвещения имело косвенное воздействие, исходившее от монастырей в вятских городах Хлынове, Слободском и Елабуге, заложенных трудами преподобного Трифона.

Согласно «Житию преподобного отца нашего Трифона, Вятского чудотворца», удалившийся в муллинские леса пыскорский чернец Трифон был «грубъ и невежа». Обратившись со слезной молитвой к Богу, он попросил милости, «еже бы разумети еще книжнаго писания», и «отъ того часа блаженный почалъ книжный складъ разумевати и Божественное Писание почитати» [1, с. 61].

В г. Хлынов Трифон пришел человеком зрелым, убежденным монахом, с целью «восполнить у вятчан скудость к душевному спасению» [2, с. 553].

Его деятельность на Вятской земле ведет отсчет с 1580 г. С именем Трифона справедливо связывают постройку Хлыновского Успенского (Трифонова) монастыря, закладка которого состоялась в 1581 г. Разрешение на отвод земли под монастырь дал сам царь Иван IV в 1580 г.

В 1588 г. во время пребывания преподобного Трифона в Москве царь Федор Иоаннович и Иов, патриарх Московский пожаловали ему «в домъ пресвятой Богородицы Божия милосердия иконы и книги и ризы и прочия церковные потребы…..» [1, с. 81]. Всего даров набралось на 12 подвод.

Наиболее ценным даром преподобный Трифон считал книги. Дары или «вклады» в пользу церквей и монастырей всегда считались богоугодным делом и служили важнейшим источником формирования книжных собраний.

По данным В. А. Перевалова, за первое столетие царствования Романовых ими было пожаловано на Вятку более 30 книг поступивших, прежде всего, в Успенский Трифонов монастырь. Большая же часть книг все-таки покупалась, главным образом в Москве, на Печатном дворе.

Самым активным покупателем был Успенский Трифонов монастырь, приобретавший книги впрок, видимо для продажи. Самыми распространенными были азбуки, стоившие одну копейку.

С именем Трифона мы связываем начало распространения книжной грамотности в главном городе Вятской земли – Хлынове. О письменности на Вятке до присоединения ее к Московскому государству сведений не сохранилось. Но она, несомненно, существовала, считал наиболее компетентный исследователь средневековой Вятки профессор Кировского государственного педагогического института имени В. И. Ленина А. В. Эммаусский (1898–1987) [3, с. 67].

И хотя до XVIII в. в Вятском крае не было школ, грамотность, тем не менее, существовала. Дети духовенства, купцов и приказных людей получали первоначальное образование у священников и у мастеров грамоты. В пользу данного утверждения говорит и то обстоятельство, что на раскопках Никулицкого городища, существовавшего задолго до рассматриваемых нами событий и находившегося в непосредственной близости от г. Хлынова (впоследствии г. Вятки, ныне г. Кирова) был обнаружен «стиль» или «писало» – заостренная костяная палочка, использовавшаяся для выцарапывания букв на бересте.

Как показывают исследования (Е. Д. Петряев, А. Г. Мосин, В. Г. Шумихин, Г. Ф. Чудова и др.) Вятская земля издавна заслуженно слыла книжным краем. Книга и грамотность стали проникать на Вятку вместе с освоением края русскими людьми и распространением православия. Церкви и монастыри становились центрами просвещения, имели небольшие книжные собрания.

Первые документальные данные о распространении книг на Вятке относятся ко второй половине XVI в. и находят свое отражение в переписных, дозорных и писцовых книгах.

Особенно полные сведения имеются о библиотеке Успенского Трифонова монастыря, самой крупной в то время в Приуралье. В 1601 г., через 20 лет после своего основания, согласно дозорной книге Хлыновского Успенского монастыря в нем имелось 144 книги, из которых 120 находились в монастырской библиотеке, 14 в келье Трифона. Основную часть библиотеки составляла, разумеется, богослужебная литература.

В то же время, почти отсутствует богословская (т. е. философско-каноническая) литература, за исключением трудов Василия Великого. Имелось большое количество литературы духовно-нравственного содержания, прежде всего разных «Житий…» (почти 10 % от общего числа книг).

Среди книг были две азбуки. Присутствуют «четьи книги»: житийные, церковно-назидательные, учебные и даже художественные: «Повесть о Варлааме и Иоасафе», два Пролога, Четьи-Минеи, Измарагд, творения Ефрема Сирина, Андрея Юродивого Аввы Дорофея, Иосафа Царевича, Лествичника, Книга Василия Великого, Жития Александра Свирского сочинения Кирилла Белозерского Прокопия Устюжского, Антония Римлянина, Стефана и Лазаря Сербских, Николая Чудотворца, десять Соборников, тетрадь о Печерском монастыре и др. [4, с. 95].

В келье Трифона хранилось 14 книг: четыре Псалтиря, молитвенник, богослужебные книги (Часослов, Постригальник, Служебник, Эпитимийник), Послание в монастырь, Азбучник (учебник, включавший азбуку, грамматику, арифметику и ряд справочных сведений), сборник канонов и акафистов.

Среди книг было и Житие самого Трифона, по-видимому, записанное с его слов и повествующее о его жизни до прихода в г. Хлынов. («Житие преподобного Трифона Вятского» написано специальным агиографом по заказу архиепископа Ионы; действительные факты из жизни Трифона переплетаются в нем с вымышленными).

Основную часть книжного фонда составляли рукописные книги (всего 91 книга) [5, с. 10–11, 16–17; 6]. На основании изучения рукописных источников исследователи пришли к выводу, что «перепиской книг занимался сам игумен Трифон, рукописи его письма были в числе его келейных книг» [6, с. 15].

В то же время, по мнению современного вятского историка В. В. Низова, почерк Трифона характеризует его как человека, не имевшего большой практики в письме [7, с. 201–202].

Конечно, библиотеки более старых и крупных монастырей Русского Севера и Центра, такие как Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Троицко-Сергиев, превосходили книжными богатствами Успенский Трифонов монастырь в г. Хлынове [8, с. 225].

Но в сравнении со многими другими монастырями библиотека Успенского монастыря по составу книг выгодно выделялась. «Из самого беглого сравнения Успенского монастыря… даже с Пыскорским богатейшим монастырем… всякий вынесет убеждение, что Успенский монастырь 1601 г. был далеко богаче Пыскорского 1624 г. как иконами, так и книгами, несмотря на то, что Пыскорский был основан за 20 лет до Успенского» [9, с. 17–18].

Такое ценное собрание книг, отмечает И. М. Осокин, лучше всего свидетельствует о выдающейся любви настоятеля к просвещению, о любви монастырской братии к чтению. Оно дает право думать, что здесь существовало обучение грамоте и что чтением поручительных книг пользовались не одни только монахи, но и посторонние лица.

Другие вятские монастыри были значительно беднее книжными собраниями. В Троицком монастыре Слободского уезда в 1629 г. насчитывалось всего 32 книги, в Екатерининском – 25 [10, с. 225].

Успенский монастырь при преподобном Трифоне был, таким образом, весьма важным и, может быть, единственным на громадную территорию образовательным пунктом, где желающие могли удовлетворять свою потребность и в приобретении грамотности, и в дальнейшем просвещении.

По предположению И. М. Осокина, здесь воспитывался оставшийся неизвестным для потомков составитель жития Преподобного Трифона, вдумчивый, усердный собиратель сведений о жизни настоятеля монастыря знавший Священное Писание, святоотеческую литературу.

Вятский подвижник просвещения не только не изолировал общину от мирской жизни, но наоборот поставил монастырь в самую тесную связь с ней.

В то же время, будучи сам приверженцем «строгой жизни» и «истовым совершителем богослужения» преподобный Трифон требовал того же и от духовенства.

Под влиянием примера его нравственного поведения постепенно начиналось духовное совершенствование, – сначала местных священников, а потом и мирян, – в духе христианского смирения, материального самоограничения и стремления к постижению священнических истин.

Тем самым, посредством распространения грамотности осуществлялся процесс нравственного развития местного населения.

Просветительская деятельность осуществлялась Трифоном и через храмы и часовни, возводившиеся в вотчинных землях, которые стали впоследствии территорией Слободского, Нолинского, Вятского и Малмыжского уездов Вятской губернии [11, с. 11].

Трифон был не только любителем книжного слова, но и сам обладал хорошим литературным слогом, о чем свидетельствует дошедшая до наших дней его духовная грамота. Роль преподобного Трифона в деле просвещения вятского народа далеко не ограничивалась только распространением грамотности.

Он проявлял себя и как строгий ревнитель нравственности, боровшийся с распространением дурных привычек. Так, в одной из его грамот, адресованной судейским целовальникам Вобловицкой вотчины имеется, в частности, такой наказ: «Велели есми вам… беречи накрепко, чтоб в Вобловицкой волости вин не курили и, пив не варили без явочно, и воровства бы никоторого у них татьбы и разбоя… и душегубства не было, и буде кому надобе которому празднику или по родителям или на свадьбу вина оукурити или пива или браги пьяные сварити, им велети к вам являтися, а имати явки с четверти по денге и держати в вашей казне за печатью, а писати в книги, а буде который крестьянин тутошний оучнет вина курити или пиво или брагу пьяную на продажу варити, у тех людей то питье и сосуды винные вам имати, а их же пеню бити батогом» [4, с. 97].

Около 20 лет преподобный Трифон возглавлял основанный им монастырь. Здесь он и скончался 8 октября 1612 г.

В историю Вятского края Трифон вошел как устроитель первых монастырей − Вятского Успенского и Слободского Богоявленского. Устройство этих монастырей – традиционного места устройства библиотек и переписи книг, послужило стимулом к началу книжной грамотности [12, с. 33].

Именно с преосвященного Трифона на Вятке начинается первый этап распространения просвещения. Деятельность этого просветителя-священника во многом способствовала тому, что книга и грамотность стали достаточно распространенным явлением не только в церквах и монастырях, что вполне естественно, но также получили хождение среди мирского населения.

Ряд исследований [6; 7] позволяют утверждать, что в XV – начале XVII вв. на Вятской земле книги обращались среди населения: их заказывали, продавали, покупали, обменивали и дарили.

Некоторые состоятельные хлыновцы даже имели небольшие домашние библиотеки, причем кое-кто из них, «делал вклады»; например П. Толмачев подарил Успенскому монастырю 12 книг [7, с. 206].

Постепенно книжная грамота, просвещение выходили за стены монастырей, постепенно проникала в среду населения.

Таким образом, просветительская деятельность первых христианских проповедников Вятского края, подвижников Трифона Вятского имела важное значение для просвещения местных жителей.

Благодарные потомки хранят память о преподобном Трифоне Вятском.

30 мая 2015 г. в центральной части г. Кирова святому будет открыт прекрасный памятник.

Владимир Борисович Помелов,

профессор кафедры педагогики ВятГГУ,
доктор педагогических наук

Примечания

1. Житие преподобного отца нашего Трифона, Вятского чудотворца. –Казань, 1868.– 160 с.

2. Гайда, В. В. Начиная с Трифона Вятского // Энциклопедия Земли Вятской: в Х т. / под ред. В. А. Ситникова. – Т. 9. – Киров, 1999. – С. 553–565.

3. Эммаусский, А. В. Культура Вятского края XVII века // Энциклопедия Земли Вятской: в Х т. / под ред. В. А. Ситникова. – Т. 4. – Киров, 1995. – С. 67–75.

4. Осокин, И. М. Значение Преподобного Трифона в истории Вятского края // Энциклопедия Земли Вятской: в X т. / под ред. В. А. Ситникова. – Киров, 1995. – Т. 4. – С. 91–98.

5. Дозорная книга Хлыновского Успенского монастыря // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1902 г. – Вятка, 1901. – С. 10–25.

6. Мосин, А. Г. От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки российской провинции XVI–XVIII вв. / А. Г. Мосин. – Екатеринбург, 1994. – 152 с.

7. Низов, В. В. Книги и читатели средневековой Вятки // Энциклопедия Земли Вятской в X т. // под ред. В. А. Ситникова. – Т. 9. – Киров, 1999. – С. 189–206.

8. Колупаева, В. Н., Сергеев, В. Д. Из истории вятских библиотек // Энциклопедия Земли Вятской: в X т. / под ред. В. А. Ситникова. – Т. 9. – Киров. – С. 224–246.

9. Вятский Успенский монастырь при преподобном Трифоне. – Вятка, 1906. – 70 с.

10. Из истории народного образования Урала / научн. ред. В. В. Прокошев. – Пермь, 1976. – 104 с.

11. Берова, И. В. Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. – Киров, 1989. – 64 с.

12. Помелов, В. Б. Просветительство русской православной церкви в российской провинции (на примере Вятского края). – Саарбрюккен, 2013. – 352 с.