Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
1 Апреля 2015

Святые мученики Хрисанф и Дария пострадали во второй полови­не III века, в период массовых гоне­ний на христиан (268 - 284). В это время христианство проникало все глубже во все слои греко-римского общества. К его наиболее образован­ной части принадлежали святые му­ченики Хрисанф и Дария.

Хрисанф родился в знатной грече­ской семье в Александрии. В отроче­ские годы он был привезен в Рим своим отцом Полемием, который на­деялся дать сыну возможно лучшее образование. В Риме Полемия встре­тили приветливо и, по свидетельству агиографа, «почтили сенаторским ме­стом». Юный Хрисанф прилежно изу­чал философию, но не находил в ней ответа на многие вопросы. Когда же он прочел книги Евангельские и послания святых апостолов, то понял, что обрел желанное — знание смысла жизни и веру в Бога. Хрисанф стал искать христианского наставника. Ему указали на пресвитера Карпофора, знатока Священного Писания, жившего в уединении в горах. Хри­санф часто его посещал, и Карпофор наставлял юношу в истинах веры Христовой. Через несколько месяцев Карпофор крестил его. Святой Хрисанф настолько утвердился в вере, что стал вскоре сам проповедовать Евангелие.

Именитые граждане Рима были обеспокоены этим и явились к Поле­мию с жалобой на сына. Полемий заключил сына в темный и сырой подвал, повелев приносить ему скуд­ную еду раз в день. Святой Хрисанф спокойно принял наказание, увидев в этом для себя новую и благодетель­ную школу: обучение лощению и лишениям жизни христианской. Род­ственники и знакомые объяснили Полемию, что христиане с радостью принимают тяготы и муки, перене­сенные имени Христова ради: Они пояснили, что от христианства гораз­до лучше отвращают всевозможные удобства и удовольствия. Полемий так и поступил: отделал для святого Хрисанфа новые комнаты в доме и, отобрав из своей прислуги самых красивых девиц, отправил их на половину сына, чтобы соблазнить его. На половину святого Хрисанфа при­сылались лучшие вина и кушанья; девицы старались: пели любовные песни, говорили бесстыдные слова, заигрывали с юношей — но тщетно.

Святой Хрисанф отверг все эти соблазны, как подобает христианину. Он не касался ни яств, ни напитков, отстранялся от прикосновений девиц, сладострастные слова пропускал ми­мо ушей, даже спать лег не в своей постели, а на полу. Но главным его щитом была непрестанная молитва к Господу, ибо только силой Божией укрощается плоть и соблюдается чи­стота. Помогал ему и пример библей­ского Иосифа в истории с женой Потифара (Быт. 39).

С огорчением узнал об этом Поле­мий, но его успокоили, дав совет обручить Хрисанфа с девушкой обра­зованной и разумной, которая скло­нит его к нормальному брачному сожительству. Полемию указали на Дарию, жрицу при храме Минервы, девушку весьма красивую и разум­ную, обученную философии и рито­рике.

Дария согласилась. Ее с честью привели в дом Полемия, осыпали богатыми подарками и ввели в спаль­ню святого Хрисанфа. Дария загово­рила со своим женихом просто и серьезно, рассказала об огорчении его отца и о том, что она согласилась стать его женой. Святой Хрисанф выслушал ее речь внимательно и сам обратился к ней с проповедью. Он предложил ей снискать вечную лю­бовь Царя Небесного, взамен времен­ной и земной, плотской любви молодо­го человека, и так же украсить сердце добродетелями, как теперь она укра­шена драгоценностями.

Между ними завязался спор о вере и языческом суеверии. Святой Хри­санф указал на безнравственность языческих божеств: Крона, поедав­шего своих детей; Зевса (Юпитера), погрязшего в любодействах и убий­ствах; распутного и пьяного Диониса (Бахуса) и других. Если таковы «бо­ги», то каковы же будут подража­ющие им люди? С этим и Дария не спорила, но привела аллегорическое толкование языческих мифов: Крон — аллегорический образ време­ни, Зевс — зноя, рождающего грозы, Гера — воздуха, Афродита — огня, Посейдон — моря, Д еметра — земли. Святой Хрисанф возразил: зачем же почитать человекоподобный образ земли, а не самую землю? Но если бы земля была богиней, то подавала бы плоды без всякого труда со стороны земледельца; также и в море не плавают без весел; даже для ловли рыбы прилагается труд. Значит, по­чести воздавать следует не стихиям, но их творцу — Богу, ведь и учащиеся почитают не книжки и записи, но авторов книг и своих учителей.

Беседа кончилась торжеством Хрисанфа и добровольным согласием Дарий стать христианкой, а со свя­тым Хрисанфом жить в безбрачном супружестве. Полемию они ничего не открыли. Он же, обрадованный, ут­вердил сына наследником всего име­ния, а спустя недолгое время по воле Божией скончался.

Так для святых Хрисанфа и Да­рии началась новая, деятельная жизнь во Христе. Дария в совершен­стве изучила книги христианские, усовершенствовалась в личном под­виге благочестия и приняла Святое Крещение. Святые Хрисанф и Дария неустанно проповедовали Христа в своем кругу. Обращенных они скло­няли к безбрачной жизни, чтобы те могли всецело посвятить себя Богу. Дом их уподобился монастырю, на мужской и женской половине которого были настоятелями святые Хри­санф и Дария.

Прошло некоторое время. К градо­начальнику Келерину стали посту­пать жалобы на святых Хрисанфа и Дарию, что они проповедуют безбра­чие. Келерин велел пытать святых Хрисанфа и Дарию до тех пор, пока они не принесут жертвы языческим богам, то есть не отрекутся от Христа. Мучительные пытки не смогли поко­лебать мужества исповедников Хри­стовых, которым помогал Бог.

Чудеса, ими совершенные, внача­ле пытались приписать колдовству. Наконец трибун (высокий воинский чин) Клавдий, руководивший пыткой святого Хрисанфа, велел прекратить пытку и сам объявил вслух, что всего этого никакое чародейство (а он «укротил» в свое время многих чаро­деев) не выдержало бы. Значит, здесь действует сила не человеческая, но Божия. «Что же нам делать?» — продолжал Клавдий и сам себе отве­чал: «Только одно: припасть к ногам этого человека Божия и просить его простить нас за все зло, ему причи­ненное, и чтобы примирил он нас с Богом своим Всесильным и привел к Нему и нас». И уверовал сам Клав­дий, и Илария, жена его, и два сына их, Ясон и Мавр, и весь их дом. Также и воины, мучившие Хрисанфа, про­сили крещения и также приняли христианство вместе со всеми своими домашними.

Об этом немедленно донесли им­ператору. В то время в Риме узурпи­ровал императорскую власть некий Кар (282 - 283) вместе со своими сыновьями Карином (283 - 285) и Нумерианом (283 - 284). Сам Кар в то время воевал в Персии, старшего сына послал защищать Галлию от набегов германцев, а младшего оста­вил в Риме. По приказу Нумериана Клавдий был утоплен, а сыновья его обезглавлены. Христиане тайно взя­ли тела убитых мучеников Ясона и Мавра и перенесли их в каменный гроб. Мать убитых Илария часто приходила к гробу, молилась и плака­ла. Когда ее выследили и схватили, она просила лишь докончить молит­ву. И обратилась ко Господу, моля Христа взять ее и соединить с сыновь­ями. Произнеся последнее слово, Ила­рия пала бездыханной. Стража отступилась, оставив тело Иларии у гроба ее сыновей, рядом с которыми она и была погребена верными служан­ками.

Тем временем Нумериан прика­зал схватить святых Хрисанфа и Дарию. Хрисанфа бросили в клоаку, куда сходили все городские нечисто­ты, а святую Дарию отвели в публич­ный дом.

Но Бог помогал им. Святого Хри­санфа окружил Небесный свет и благоухание. Святую Дарию охранял сбежавший из зверинца лев. Он валил на землю тех, кто пытался осквернить святую Дарию, но остав­лял их живыми и позволял выйти на волю. Тогда градоначальник Келерин велел поджечь здание, где находилась святая Дария со львом.

Святая Дария отпустила льва, и он беспрепятственно вышел, про­шел город и удалился в безлюд­ные места.

Святые Хрисанф и Дария вновь были истязуемы, но пытка не дала результатов. Нумериан приказал вы­вести их из города и невдалеке от Рима сбросить в глубокий ров. Зажи­во засыпанные землей, святые Хри­санф и Дария приняли мученический венец (283).

К месту их погребения стекались христиане. Чтя память мучеников, они совершали богослужения и моли­лись на этом месте, прославленном вскоре многими исцелениями и дру­гими знамениями милости Божией. Некоторые оставались для молитвы в соседней пещере. Узнав об этом, Нумериан приказал завалить и засы­пать вход в пещеру. При этом погиб­ло несколько христиан, из которых известны по именам пресвитер Диодор и диакон Мариан (ок. 283— 284). Их память совершается вмес­те с памятью святых Хрисанфа и Дарии.

По материалам сайта ortlife.ru.