Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
19 Февраля 2015

Переходящее празднование, совершаемое в субботу Сырной седмицы, посвящено всем святым, чей подвиг заключался в монашеском подвижничестве. В православии святых, происходивших из монахов, называют преподобными. Через молитву, пост и труды они стремились стать подобными Господу Богу.

Их подвиг вспоминают в субботу недели, предшествующей наступлению Великого поста. Эта неделя называется Сырной. Наряду с другими подготовительными неделями, или седмицами, она помогает людям подготовиться к Великому посту.

Вспоминая в Сырную субботу всех преподобных, в подвиге просиявших, мы не только воодушевляемся их свершениями, но в большей степени осознаем духовный смысл поста.

Чему же мы можем научиться, знакомясь с житиями преподобных святых?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задумайтесь, как в современном обществе люди относятся к тем, кто живет как аскет. Как воспринимают человека, не увлеченного получением материальных благ, скромно одетого, живущего в простой обстановке? Как относятся к тем, кто, не являясь монахом, живет не так, как все? В основном – без уважения. Большинству людей сейчас трудно понять, как можно сознательно отказаться от определенных благ, о достижении которых мы думаем непрестанно.

Пост заставляет человека вырваться из плена бытовых забот. Подготовиться к нему – значит осознанно сказать себе: пора подумать о большем, пора прекратить бесконечную гонку потребления и дать своей душе шанс. Душа должна открыться по отношению к Богу и другим людям.

Зачем? Давайте просто подумаем, а так ли уж счастливы мы в своей сытости, граничащей с перееданием, так ли уж счастливы, покупая очередную ненужную вещь?

Вспоминая преподобных отцов, хочется рассказать о русских святых. Первыми преподобными русской Церкви были святые Антоний Печерский и Феодосий Печерский, основатели Киево-Печерской лавры. В монастыре, построенном ими, были прославлены в лике преподобных многие монахи. В их числе был святой преподобный Агапит Печерский, считающийся первым лекарем Киевской Руси. Он жил, не имея собственности, много трудился. К нему приходили больные за исцелением, он за всех молился и всем помогал, люди выздоравливали.

После татаро-монгольского нашествия духовным центром возрождения монашества на Руси стала Троице-Сергиева лавра. Ее основание связано с именем преподобного Сергия Радонежского.

Святой родился в 1314 году в семье знатных бояр. Он принял постриг в 23 года, прожив перед этим несколько лет в уединении в лесу. Получив сан игумена (настоятеля), преподобный говорил братии: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою». И он действительно очень много трудился и не выделялся своим поведением или каким-то особым облачением от других монахов обители. Слава о добродетели преподобного разнеслась по всей Руси. К нему шли люди, кто за помощью в исцелении недуга, кто за благословением.

Святой Сергий Радонежский – один из самых почитаемых преподобных в нашей стране. Вместе с ним в России особенно почитают преподобного Серафима Саровского. Великий святой родился в 1759 году в состоятельной семье. В три года он остался без отца, мать воспитала его в христианской вере. Желание посвятить свою жизнь Богу пришло к мальчику во время тяжелой болезни, излечиться от которой ему помогла молитва. Свой иноческий путь он начал в 17 лет. Выполняя в Саровской обители монастырские послушания, юноша испросил разрешения в свободное время уходить на молитву в лес.

В 1793 году, став иеромонахом, святой Серафим Саровский поселился в келье на берегу реки Саровки. В обитель он приходил редко, сам добывал себе пропитание, содержа огород и пасеку. Подвиги пустынножительства, столпничества, безмолвия, пребывание в затворе позволили святому достичь высочайшего духовного развития. Он стал видеть сердца людей, безошибочно угадывал их состояние, лечил душевные и телесные недуги.

Преподобный Серафим Саровский оставил нам немало наставлений. Изложенные простыми словами, они содержат в себе великую мудрость: «Теплота благодати Божией не в воздухе, а в нас самих…Ею-то согреваемые, пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: ″Царствие Божие внутрь вас есть…″ Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру».

Последняя строка указывает нам: чтобы достичь высокого духовного развития не обязательно нужно быть монахом. Оно возможно и в обычной жизни. Жизни, которая в последнее время пугает нас экономическими проблемами, стихийными бедствиями, войнами. Что значат слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Может быть, если из тысячи будет хотя бы один человек, достигший Духа Божия, то и жизнь станет лучше. А если таких людей станет еще больше? Недаром говорят, что на святых земля держится.

Пресс-служба Вятской Епархии
по материалам сайта: http://iconkuznetsov.ru/