Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
9 Февраля 2015

О пути к вере, о духовных заблуждениях «мира сего», воспитании личности мы поговорили со студентом заочного отделения Вятского Духовного училища Александром Исуповым…

- Александр Владимирович, по образованию Вы врач… Как пришли сюда – в Духовное училище?

- Когда закончил медицинскую академию, решил заниматься наукой, в сфере микробиологии проработал десять лет. Затем преподавал в КГМА. Практикующим врачом почти не был, во время преподавания оставался военным доктором. Сейчас у меня массажный кабинет, практикую своими руками по авторской методике. Как оказался в стенах Духовного училища? Сложный вопрос… Если брать всю предысторию, то как многие жители нашей страны, уже давно считал себя верующим. Знал, что есть Бог, нужно прийти в Церковь, свечку поставить…. Как у многих православных сегодня в России, этим мое воцерковление и ограничивалось. Путь мой к вере был витиеват. В 90-е годы в период перестройки были и духовные искушения: интересовался эзотерикой, например, именно интересовался, но дальше этого не пошло… Слава Богу! Пришел в храм. Вероятно, толчком к моему воцерковлению, как это ни странно звучит, стали занятия в клубе рукопашного боя русским стилем. Клуб «Дружина» - православный (находится на базе православной гимназии), инструктор Георгий Николаевич – мудрый верующий человек. Инструктор начинал и заканчивал занятие с молитвы, говорил о Боге. Укреплению в вере способствовали и первые крестные ходы. Но первой в нашей семье на Великую (еще без меня) почему-то пошла жена, и это при том что и она только приходила к вере. В итоге и я включился в это путешествие, и раз пять ходил на Великую. Так сложилось, что стал прихожанином храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а год назад мне предложили начать читать в храме на Богослужениях. Спустя еще полгода отец Виталий (настоятель храма иерей Виталий Лапшин) предложил поучиться в Духовном училище на специальности церковно-священнослужитель. Я ответил, что, наверное, не достоин. На что батюшка мне разъяснил: «а кто достоин? Нет достойных, есть призванные». «Есть» - как по-военному ответил я в свою очередь… И пошел учиться. На сегодня уже прошло две сессии.

- Как видите свое служение в перспективе – собираетесь стать священнослужителем или пока решили ограничиться послушанием чтеца в храме?

- Богу можно по-разному служить… Можно и в миру. Но если уже призвал Господь, уже пошел на учебу, нужно идти по этой дороге… Тем более какие-то способности есть, есть язык литературный, образование, багаж знаний какой-то есть. Если Бог призывает, воля Его на это есть…

- Врачебная работа также требует самоотдачи. В храме Вы Богу служите. Как Вы понимаете для себя «служение»?

- Если рассматривать служение как священнослужителя, здесь смысл один: вести людей ко Спасению, помочь найти эту дорогу, помочь разобраться в вопросах веры, потому что даже сегодня не мало прихожан, к сожалению, являются безграмотными в вопросах веры, многие даже Евангелие не читали по-хорошему. Очень много суеверий у нас есть, которые бытуют порой и в стенах церкви. Это и раньше было, но ведь искоренять это, нести Истину, сеять Добро в сердцах – важная миссия в пастырском служении. Врач спасает все-таки тело пациента… А в Евангелии сказано: Бойтесь тех, кто душу вашу может погубить… Если времена перестройки вспомнить, сколько у нас разных вероисповеданий голову поднимали… и кришнаиты, и буддисты… Сейчас много протестантских конфессий, у которых миссионерская деятельность поставлена на поток. Важно людям рассказать, в чем они не правы, в чем заблуждаются, а для этого самим нужно быть подкованным в духовных вопросах, знать Церковное Предание, историю Церкви и много чего еще. В том числе и для этого мы учимся в Духовном училище.

- Вы обмолвились, что интересовались эзотерикой, но, как говорится, Бог отвел… Есть ли по-вашему духовная опасность в занятиях йогой, ушу, новомодных духовных психологических практиках с примесью мистицизма?

- К сожалению, многие современные люди падки на новомодные, так называемые, духовные практики. И не имея церковного духовного опыта некоторые даже не подозревают, что все это от лукавого, и во всем этом кроется большая духовная опасность. Что касается спорта – каждый вид включает свою философию. Это же каратэ, это же ушу – несет свою философию, везде присутствуют определенные ритуалы. Во многих восточных единоборствах присутствует поклонение учителю, чуть ли не обожествление его… А Господь что сказал: «Не создай себе кумира». Почти все восточные религии говорят о том, что человек подобен Божеству. Даже взять из мировых религий буддизм, который по-своему интересно выглядит на фоне других – ведь Будда был простым человеком. Как мне кажется, он от скуки начал заниматься всем подряд, искал просветления, знаний тайных, в конце концов, получилось так, что он настолько просветлел, то стал Богом… И далее возникает законный вопрос: если одному удалось, почему другому не попробовать? Подобна и доктрина индуизма… Стремление слиться с Кришной, другими аватарами… А о том, чтобы стать покорным воле Божией, говорит только христианство. Касательно психологических практик со всеми мантрами – стремления «по мановению волшебной палочки» получить здоровье, деньги, молодость, некий выдуманный успех порождают глубокие духовные болезни и расстройства психики. Хочется, конечно, от этого людей предостеречь. И лучшая защита – стараться вести жизнь под покровом Святой Православной Церкви. Молитва, участие в Церковных Таинствах, крестные ходы, соблюдение постов, дела добра и милостыни – все это духовный труд, но жизнь со Христом – путь истинный и благодатный. И если человек старается жить по заповедям Господним, все остальное, что не вредит душе, также в жизни прилагается.

- Рукопашный бой, которым Вы занимались, не включает восточную философию?

- Русский рукопашный бой – стиль Кадочникова – это наша традиция. Есть и другие очень интересные боевые искусства Древней Руси – называются «Система» - они не похожи на восточные единоборства, это свое, это наше… Русские воины всегда отличались своим сильным духом. Не только физически сильными были богатыри на Руси, но и духовно. Говорят же: дух силен, плоть же немощна… Поэтому духовное воспитание составляло огромную роль для воспитания воина и сегодня в воспитании личности играет большое значение.

- То есть православным родителям рекомендуете отдавать детей в русский рукопашный?

- Все не так однозначно. Здесь очень многое зависит от тренера. Ведь может быть православный тренер и по дзюдо, и по борьбе. Те же самые идеи он может доносить до воспитанников.

- Как однажды на лекции для студентов заочного отделения священнослужителей подметил Владыка Марк: есть время церковное, есть время календарное, есть время государственное, есть время личное… А Вы себя сегодня в каком времени по большей мере ощущаете?

- Такого четкого разграничения времени на личное, церковное, государственное в моей жизни не ощущается. Когда ты приходишь к вере, ты все равно служишь Господу и дома, и на работе, и тем более, когда служишь в храме… Важно помнить, что семья – это малая Церковь. Как сказано в Священном Писании: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я нахожусь посреди них». Особенно это ощущается, когда семья вечером собирается на молитву.

- Как-то способствуете приведению детей к вере?

- Конечно, дети ходят в храм, учатся в воскресной школе. Сын, ему 13, начал в алтарь приходить, ему благословили.

- Возможно дадите читателям сайта советы по воспитанию?

- Нет. Все дети разные, у каждого своя психика, нет универсальных советов. У меня только к сыну своя политика воспитания: кнута и пряника – наказывать, если заслужил, но и любить при этом. А дочка – ей шесть лет – и к вере уже могу приобщать. Какая еще может быть политика?

- Спасибо за интересную беседу!

Пресс-служба Вятской Епархии