Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
16 Января 2015

В активе Евгения Мусохранова порядка 200 авторских рукописных книг, в 50-ти из которых тема православия одна из главных, а 19 напрямую посвящены православной вере. Все крупные и небольшие книги изготовлены автором вручную. От корки до корки все они написаны каллиграфическим почерком с помощью перьев, туши и чернил. Иллюстрации также нарисованы пером, карандашом, кистью…О своем необычном увлечении последних шести лет жизни кировчанин поведал читателям сайта Вятской Епархии.

- Чаще всего люди пишут как «курица лапой», а ваш почерк – это талант от рождения или результат кропотливого труда? Если результат труда, то как удалось этого добиться – специальные упражнения?

- О таланте говорить не будем, конечно, а какие-то способности к рисованию-черчению, видимо, есть. Есть и любовь к этому делу, это же главное. Восстановить нормальный, достойный культурного (хочется быть!) человека почерк не составило большого труда, когда такую задачу я перед собой поставил. А упражнения выполнялись более 50-ти лет назад.

Когда наше поколение сегодняшних 60-тилетних пошло в школу, (я - в 1962 году), нас учили писать перьями и чернилами, даже был предмет такой - «Чистописание». Примерно в пятом классе стали появляться шариковые ручки, и учителя уже не требовали применять полученные навыки каллиграфии. Помню, что мне было жаль «зряшных» уроков чистописания. А последние лет 15-20, как всем известно, с появлением бытовых и офисных компьютеров, началась новая эпоха в написании текстов, а красивое ручное письмо становится для жизни практически не нужным, и, казалось бы, уходит в историю. Но я всё больше убеждаюсь, что изготовление современной авторской рукописной книги не только позволяет сохранять эту удивительно богатую и интересную часть нашего культурного наследия, но и имеет замечательные перспективы как новое направление «хэнд мэйда».

- Как вообще пришли к этому увлечению, что заставило этим заниматься?

- Когда в нашей семье родилась внучка Сашенька, (а чуть позже еще два внука), у меня появилась мощная мотивация оставить что-то памятное для родных потомков. Тогда, в 2009-м году я и принялся за «Рассказы о радости» - получился первый том трилогии. В нем история нашей семьи. Второй том «Жизнь своим почерком» был готов к маю 2010 года. Здесь я попытался рассказать о своём жизненном опыте и опыте других, гораздо более мудрых людей. Надеюсь, что «когда-нибудь наверняка подымет детская рука мои года, мое богатство…». Помните замечательную песню в исполнении Вахтанга Кикабидзе?! Думаю, что и мои подросшие внуки прочтут дедовы рассказы… И третья книга стала логическим продолжением исторической темы. Уже в масштабе нашей с вами Родины. И написал я, ни много ни мало, «учебник истории России для семейного пользования». Говорили и говорят ведь, что нет такого «Единого учебника» в России! Моя же книга «Капитаны четырёх столетий», написана была к 400-летию дома Романовых (май 2013 года), посвящена как царским особам, так и руководителям России до 2000 года. Смыслом очень уважительного изложения нашей истории является моё очень большое желание, чтобы у внуков не было никаких сомнений в величии страны, в которой они родились. И без всяких новомодных «разбродов и шатаний», попыток многочисленных «умников» максимально унизить нас, рождённых в СССР на любимой нашей российской земле. Само собой «родилось» и своеобразное приложение к третьему тому - «Вятские списки нового века».

- Делать рукописные книги – сейчас это ваш основной род деятельности или это хобби?

- Поначалу было хобби, но теперь, особенно зимой, стараюсь посвящать больше времени созданию книг. Сюда входит, прежде всего, чтение книг, затем макетирование, собственно письмо, иллюстрирование, изготовление обложки…

- Сколько таких книг на вашем счету и о чем они?

- Если быть точным, на сегодня 198. О томах, каждый из которых более 100 страниц, уже рассказал. Как «писатель», автор текстов я «зафиксировался» в десяти своих рукотворных книжках. Но я не являюсь сам автором всех книг. Любовь к литературе пришла ко мне от мамы, хотя по-молодости не очень над этим задумывался. А мама, Вера Алексеевна, много лет работала учителем русского языка и литературы. Гораздо чаще нахожу, переписываю, «адаптирую», выбираю какие-то мудрые мысли из произведений классиков, современных писателей, в том числе, и зарубежных. По такому принципу некоторые люди ведут свои личные дневники, блокноты, «цитатники». Только я все это макетирую, пишу специальными тушью и чернилами каллиграфическими шрифтами, рисую иллюстрации, сшиваю тетради и оформляю, как книгу. Небольшие по размеру книжки форматами А5-А8 представляют собой сборники притч, цитат и стихотворений того или иного писателя, деятеля культуры, например М.Зощенко, Л.Толстого, Д.Хармса, Б.Шоу, М.Жванецкого, И. Губермана, Ф.Раневской, Н.Михалкова…

Здесь, по-моему, уместно сравнение из музыкального творчества. Если, скажем, я люблю и умею петь и играть на гитаре произведения, например, А.Пахмутовой, Ю.Антонова или Пола Маккартни, когда собираются мои родные и близкие?! Таким же, по-сути, образом я выражаю своё глубокое почтение к творчеству того или иного писателя, поэта! И когда даришь такие рукописные книжки самим авторам литературных текстов - они всегда очень хорошо это воспринимают. Многократно проверено. А Игорь Миронович Губерман написал об этом в своей книге «Восьмой дневник», что, не скрою, приятно.

- Как строится работа над книгой: собираете исторический материал, вырезаете где-то иллюстрации, пишите текст, сами делаете переплет?

- Сейчас, к примеру, я очень рад, что 2015 год объявлен Годом литературы. Само собой появилось большое желание сделать серию книжек по текстам любимых вятских, российских, возможно и зарубежных писателей - Р.Роллан, Д.Дефо, Г. Маркес, например. Двенадцать книжек в одном футляре из произведений вятских литераторов недавно закончил. Иллюстрации в основном делаю сам, являюсь членом Международного художественного фонда: в членском билете написано «художник- график» Иногда рисую, иногда использую в виде аппликаций рисунки других вятских художников в зависимости от темы издания, даже почтовые марки, если к месту. Часто иллюстрации делаю способом монотипии (на стекло наносятся краски, получаем оттиск на бумаге, с помощью игры цвета получается ассоциативный рисунок). Идея в том, что каждый видит свою «картинку», как с узорами мороза на стекле. Тем более, что нередко получаются очень узнаваемые «рисунки» пейзажей, зверей и тому подобное. Книги до 48 страниц переплетаю сам, пять самых «толстых» томов переплетал в типографии: необходим мощный пресс и резак. Делаю ещё и открытки, буклеты, художественные конверты, тубусы со свитками…

- Сколько времени занимает работа над одной книгой? Часто ли приходится из-за случайной ошибки, кляксы переписывать страницу? Или выучка уже такова, что все сразу делаете «набело»?

- Смотря какая книга. Над каждым томом работа велась больше года, в то время как карманную книжицу делаю сейчас за один-два вечера. Когда начинал, на маленькие книжки уходило несколько дней. Но это уже непосредственно работа с готовым составленным и отобранным материалом. Конечно, сейчас клякс гораздо меньше. Перья и чернила хорошие, приобретаю в специальных магазинах Москвы, но все равно без ошибок порой не обходится. Переписывать лист формата А4, достаточно затруднительно по времени, поэтому я нашел выход из положения: делаю аккуратные заплатки, а в конце книги примечание «допустимы бумажные заплатки». Считаю, что сделанной вручную книге это придает особый шарм.

В утешение себе скажу, что и древние переписчики Библейских текстов делали подобные «промахи» и строчки иногда клонились вниз из-за того, что писарь «на ходу» засыпал…

- Каждая книга в единственном экземпляре? Не смущает ли вас ограниченный круг читателей?

- Книги создаю, прежде всего, для семьи. В надежде, что внуков потянет к чтению моих рукодельных книжек. Что касается небольших по объёму книжек, если она оказывается востребованной читателями, то делаю еще экземпляры, иногда несколько. Например, москвичи любят Зощенко, Хармса, и можно смело вести на выставку-ярмарку сразу несколько аналогичных книжек. Однако даже одного содержания и похожие по оформлению, копиями они не являются, но в этом и уникальность рукописной книги. Некоторые книги отражены в выставочных и библиотечных каталогах. Мне сообщали, что та или иная моя книга попала в нью-йоркскую или лондонскую библиотеку.

А то, что тираж мал… Так мы же не считаем, что у картины художника «тираж мал». Вот и авторская рукописная книга - та же картина, только постраничная. Кроме того, приходилось видеть у некоторых авторов типографских книг их стопки, лежащие дома. Ну, издали 500-1000 экземпляров, раздали, подарили, а остальное - девать, увы, некуда. Так лучше уж при востребованности, сделать ещё, чем издавать «с запасом».

- Есть ли у вас еще «коллеги» по цеху в Кирове, в России?

- После создания своей первой книги, также задался этим вопросом, и через Интернет вышел на московское Творческое объединение «Авторская рукописная книга», поехал и 1 июня 2010 года на его заседании представил свой труд. Создатель и руководитель объединения, доктор филологических наук Светлана Николаевна Никольская и другие члены похвалили мою работу, и меня приняли. Оказалось, что это есть целое направление «Hand Made Book», что дословно переводится как «сделанная вручную книга». Активных деятелей там человек 10, это москвичи, из провинции был я один, вятский. Есть ещё удивительный художник книги Михаил Погарский, Владимир Марков и Михаил Вяткин - мастера изготовления миниатюрной книги. Их я также считаю своими учителями. Многому я научился и у нашего кировского художника Николая Ярковского.

В Кирове до недавнего времени было два человека, которых считаю «коллегами по цеху» - Катерина Клауцан и Андрей Драченков. Каждый из них создал по две-три таких книги, но в принципе занимаются другой деятельностью. Но захотелось иметь людей, с которыми можно было бы поговорить о рукописной книге и в Кирове. Нашёл желающих, собрал, поучил азам такого творчества и сейчас есть несколько человек, которым это занятие тоже стало интересным. Особенно увлеклись и стали моими хорошими друзьями Валерий Буров и Галина Балабанова. А москвичи даже «благословили» нас на открытие «Клуба авторской рукописной книги в Вятке», что мы и сделали 3 марта 2014 года. Правда, сейчас у нас нет помещения, где мы могли бы собираться. Но созваниваемся, встречаемся, делимся опытом, обсуждаем наши дела.

- Выставляете ли вы где-либо книги?

- Да, с 2010-го выставляюсь на международных и российских выставках-ярмарках. Их у меня было уже более 30-ти. Чаще, конечно, это заочное участие с присутствием там моих книг. Но дважды в год, в марте и в сентябре езжу на ВДНХ на ММКВЯ и Национальную «Книги России». Участвовать в них очень интересно, потому что ты вращаешься среди людей, кому интересно писать и читать книги, среди таких известных современных писателей как Владимир Крупин, Александр Проханов, Дарья Донцова, Андрей Дементьев, Юнна Мориц, Андрей Максимов, Виктория Токорева, Николай Бурляев и многие другие, в том числе политики Сергей Миронов, Владимир Жириновский… Смысл в поездках - общение, обмен опытом, радует и то, что поездки стали чаще окупаться. Сейчас планирую в конце марта принять участие в работе 18-ой Национальной книжной выставки-ярмарки «Книги России». Новые свои книги представляю в «Герценке» на ежегодной выставке «Вятская книга». В марте же заявимся к участию уже как вышеупомянутый «Клуб».

- Кто в основном покупает книги, вероятно, их пытаются приобрести коллекционеры, и можете ли назвать примерную стоимость одной такой книги?

- Действительно, особый интерес к авторским книгам имеют коллекционеры, преподаватели и студенты полиграфических факультетов, вузов. Просто любители «книг для гурманов». Понятно, что в столице покупательская способность людей значительно выше, и они готовы заплатить за представляющие для них ценность книги приличные деньги, соответствующие трудоёмкости такого вида творчества. Однако далеко не все из них я сам готов продавать. Да и, честно говоря, при дарении такой книги хорошему человеку, получаешь удовольствие больше, чем от «вынужденной» продажи.

- Ваш каллиграфический почерк помогает вам в жизни, может быть, в паспортный стол приглашали работать…J

- Не знаю, помощь ли это в жизни, но помню, что со 2 по 10 класс был в школе «вечным» редактором классной и даже школьной стенгазеты. Даже в секции настольного тенниса, помню тренер «доверял» делать спортивную стенгазету. Названия даже помню - «Дружба» и «Топ-спин»!

Коллеги на прежних работах, кто знал, обращались за помощью в написании поздравительных открыток, грамот или Благодарственных писем. А вообще говоря, считаю, что лучшим в нашей области, бесподобно красивым каллиграфическим почерком владеет замечательный художник Владимир Михайлович Баженов. И у него я учусь!

- О чем планируете еще издать книги?

- Хочется восстановить и повторить 10-15 ранее изготовленных книг, которые подарил или продал. Ну, и Год литературы даёт массу поводов для написания интересных книг. Например, взять писателей и поэтов - юбиляров 2015 года. Их немало. Нашему Александру Грину в августе исполнится 135 лет. Столько же лет исполнится в октябре Саше Чёрному и Андрею Белому! Чувствуете, какая «палитра»: и чёрный, и белый, и «зелёный»! И всё это литературное богатство с «А.Блоком», которому в ноябре тоже 135 лет! Так и просятся в рукописные книжки. А ещё юбиляры этого года - А.П.Чехов, Б.Л. Пастернак, Е. Баратынский, В. Тушнова, И. Бродский, А.С. Пушкин!.. и ещё много. В общем, стимулов и планов работы…делать, не переделать!

- Есть ли в числе созданных Вами рукописных книг книги православной тематики? Если да, то сколько таковых?

- В 50 книгах тема православия одна из главных, а 19 напрямую посвящены Православной вере. Мне нравится создавать книги на основе замечательных произведений наших вятских литераторов – православных писателей Николая Пересторонина, Владимира Крупина, священника Александра Балыбердина. Недавно осуществил идею оформить духовные стихи батюшки на отдельных свитках и поместить их в тубус. Есть отдельные сборники акафистов святым, молитвословы, молитвы для детей. Пользуются вниманием изречения святых, Игнатия Брянчанинова, например. Такие книжки берут и для души и на подарок. Тема Православия звучит и в книгах по истории Вятского края.


- Эти книги Вы делаете на конкретные заказы или для выставки-продажи либо просто по велению души?

- Из 200 созданных книг примерно треть подарена родным, друзьям и знакомым, что называется «по случаю». Примерно треть книг представлялась на выставках-ярмарках в столице и соответственно была распродана – так у меня частично окупаются поездки в Москву и расход на материалы. И еще книг 60 сейчас составляют домашнюю коллекцию рукописных книг.

И ещё наблюдения… Обратите внимание, бывая в храме, на очень многих иконах святые держат в руках, книги, свёрнутые и развёрнутые свитки с православными, рукописными текстами. Значит, такая передача информации свята! И ещё. Евгения Гришковца как-то посетила мысль, что мы - последнее поколение, которое имеет почерк! Следующие поколения будут просто «тыкать» в клавиши. Разве это не потеря чего-то очень важного в культуре, в развитии человека?

- Рукописное Евангелие испокон веков на Руси почиталось как особая реликвия. Была ли идея у Вас создать в ручную, написать чернилами текст Священного Писания?

- Написать вручную Евангелие я, естественно, не решаюсь. И настрой соответствующий нужен и цель и благословление. Из серьезной церковной литературы написал «Книгу Экклесиаста» по просьбе двоюродного брата, у которого чаще всего останавливаюсь в Москве, и для себя повторил.


- Ваш талант, наверняка, дар Божий. Как Вы считаете, талант в жизни человека проявится сам или с детства нужно пробовать применение сил и умений в разных направлениях, чтобы почувствовать расположенность к тому или иному ремеслу?

- Это просто способность к данному ремеслу, я считаю. Талант – это гораздо выше уровень. А способности есть у каждого человека. В школе они проявились, а через десятки лет - вылились в увлечение. И к детям, а теперь и к нашим маленьким внукам стараемся быть внимательными, чтобы определить и дать должное направление тем или иным способностям.


- Что нужно, по-Вашему, делать человеку, чтобы преумножить свой талант?

- Известно, как важно присматриваться к каждому ребенку, к проявлению его способностей. И направлять их в нужное русло. Получать ему соответствующее образование, чтобы выбранная профессия была по душе. Конфуцию, кажется, принадлежит фраза: «Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни».

Беседовала Лада Баева