Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
2 Января 2015

В 1904 году 27 июня (по старому стилю) в нашем храме Иоанна Предтече яблоку негде было упасть. Приходское духовенство теснилось в алтаре, а часть в благолепных облачениях стояло «близ при дверях». Нарядные люди - знатные и простые, купеческого звания и чиновного, студенты и бабы, детвора и, как бы сейчас сказали, пенсионеры, заполнили все центральные и боковые пределы храма, притвор и храмовую обширную площадь. Многие держали в руках цветы. Нетерпения не было. С минуту на минуту ожидался приезд великого «предгрозового» светильника Русской Церкви, протоиерея Иоанна Сергиева, прославленного в 20 веке как Иоанн Кронштадтский, названный так по месту своего основного служения. Летом 1904 года по пути в Котлас он посетил наш древний русский город, где провел два духовноемких дня. За время своего пребывания протоиерей Иоанн служил в нескольких городских храмах, но, пожалуй, самый яркий след его служения остался в нашем храме Иоанне Предтече. Во многом мы обязаны в этом напористому сердобольному юноше Николаю, будущему митрополиту Нестору (Анисимову), горожанину г. Вятки. Митрополит Нестор оставил свои воспоминания о посещении святым праведным Иоанном нашего храма и личном своем общении с ним. Чуть позже мы приведем из них достаточно полновесную выдержку. Но и не только благодаря ему. Именно в наш храм на Божественную Литургию, как в Евангельские времена, привезли и положили в проходах десятки людей, страдающих различными тяжелыми недугами, «чающих движения воды». Мы не знаем, сколько из них получили исцеление от своей болезни, думаем, что немало число. Сейчас это и не так важно, как тогда. Главное для нас – это благодатное непрерывающееся литургическое общение со святыми Земли Русской. 27 июня (по старому стилю) 1904 года оно стала для прихожан нашего храма историческим, «вещественным» фактом.

Отец Иоанн Кронштадтский оставил еще один добрый след в истории Предтеченского храма. При его молитвенной поддержке рядом с храмом была построена каменная двухэтажная церковноприходская школа (сейчас здание занимает архитектурная организация). Когда в 1900 году Государь Император Николай II заболел тифом, во всех епархиях стали совершаться молебны о его здравии. Молились об этом и вятские люди. Когда наконец до Вятки долетела радостная весть о выздоровлении Царя, Вятский Епископ Алексий (Опоцкий) предложил в память выздоровления Государя построить в городе церковноприходскую школу. Об этом было доложено Царю Николаю II, который оставил такое резюме на докладе от 26 января 1901 года: «Прочел с удовольствием». Организацию строительства школы поручили священнику Вениамину Тихоницкому, будущему Архиепископу Кировскому и Слободскому. Но поначалу пожертвования оказались очень скудными, и тогда отец Вениамин обратился за помощью к отцу Иоанну Кронштадтскому, который прислал в ответ икону Спасителя. После этого вятские купцы сделали несколько богатых пожертвований, и уже через два года школа была открыта. Вполне вероятно, что отец Иоанн Кронштадтский, будучи в Вятке, увидел и новую церковноприходскую школу, к судьбе которой имел прямое отношение.

Все дни пребывания в Вятке отец Иоанн посвятил проведению служб, молебнов, посещению благотворительных учреждений, беседам на духовные темы. Сохранились бесценные слова отца Иоанна, сказанные им на Вятской земле: «Прежние духовные журналы - "Христианское чтение", "Православное обозрение" и другие - давали богатую пищу для ума и сердца верующих христиан; ныне нет уже таких журналов; на смену им появились новые издания, преследующие чисто житейские цели. Появляются, правда, и ныне статьи дышащие искренним чувством св. веры, - но их мало, это лишь отдельные голоса нескольких лиц. Чтобы не оставаться без любимого мною чтения, я всегда имею при себе походную библиотечку, в которой собраны книги, отвечающие моему настроению; благодаря этому я всегда имею возможность почитать, что мне нравится и не тратить бесполезно времени на чтение такие газет и журналов, в которых пишут много лишнего, вредного для души». Думаем, что и сегодня, без малого через сто лет, размышления отца Иоанна о прессе звучат остро и современно.

О приезде Иоанна Кронштадтского писали все вятские газеты. К тому времени молва о духовных дарованиях отца Иоанна давно стала всероссийской, и его приезд почти остановил повседневную жизнь в городе. Вот что писалось о событиях тех дней в газете «Вятские Епархиальные Ведомости»: «Не только в церкви, но и далеко от входных дверей по улице непроницаемой стеной стояли богомольцы - жители города и далеких его окрестностей, сильно желая, но не имея никакой возможности, за теснотой, войти в храм. Содержательными волнениями и глубокими чувствами проникался присутствовавший в церкви. Своеобразное и сильное чтение авторитетным пастырем канона, при делаемых им логических ударениях, заставляло молящегося проникаться тем могучим призывом церкви к возрождению и покаянию, который вложен, но часто нами не ощущается, в словах молитвы. Властный верою и высотою собственного духа проникновенным возласом "горе имеим сердца" о.Иоанн заставлял глубоко встрепенуться ум человека, склонного в богослужении видеть больше внешние церемонии, чем дух. Среди мертвой тишины звучали в храме, заставляли многих плакать и звали душу в горний мир прочувствованные и убежденные слова проповедника: «Нужно больше любить друг друга, нужно исполнять волю Божию, силы на это нам даны. Не нужно не только спать , не нужно дремать», - властно и с ударением говорил проповедующий.

Удивительно бодрый для 75 лет, но утомленный постоянным бдением и удовлетворением нужд и просьб тех масс народа, которые всюду по России встречают, провожают и следуют за выдающимся пастырем, о.Иоанн не давал себе отдыха в Вятке. Оба дня он ездил из дома в дом по личному приглашению от учреждений и частных жителей, чтобы в одном месте благословить семью на добрую жизнь, в другом возложить умиротворяющую руку на голову исстрадавшегося больного, в третьем успокоить мятущийся дух несчастного, в ином подать добрый и благовременный совет в духовной жизни. И всюду от дома к дому, из конца в конец города за коляской о. Иоанна спешили толпы народа, желая еще раз видеть его и поклониться» (№14, 1904 года).

Воспоминания митрополита Нестора Камчатского

«В перерывах между учением я находился в Вятке, в родной семье. Однажды летом мое пребывание среди близких, любимых людей было омрачено тяжелой болезнью матушки. По определению консилиума врачей она была обречена. Мама таяла на глазах: болезнь печени не поддавалась лечению. В это самое время пришло известие о том, что в Вятку едет протоиерей отец Иоанн Сергиев. Мысль о том, чтобы увидеть его и попросить помолиться о здравии мамы, не покидала меня. В Вятке готовились к встрече отца Иоанна Сергиева - из ближайших уездных городов и деревень народ собирался в огромном количестве. Я, с присущей юношескому возрасту пытливостью, смотрел на богомольцев и скорее сердцем, чем сознанием, чувствовал, что это шла, вдохновленная молитвой Православная Русь. Меня озарило внезапное решение: здесь поблизости проживает недавно прибывший новый вятский полицмейстер К.К. Коробицын. Я обратился к нему. Он принял меня любезно и сказал, что отец Иоанн родом из Архангельска, его земляк. И с этими словами вручил мне свою визитную карточку с распоряжением, чтобы меня беспрепятственно пропускали всю­ду, где будет находиться этот знаменитый протоиерей. В день прибытия отца Иоанна несметные толпы верующих затрудняли движение по городу. Прямо с вокзала гость направился в семью Поскребышевых. За несколько кварталов до их дома улицы были запружены народом. По предъявлении визитной карточки мне открыли калитку, и я прошел на открытое парадное крыльцо второго этажа. Там в небольшой зале перед иконой стоял в епитрахили отец Иоанн и служил молебен. Я был потрясен огромной силой духа и проникновенностью, с которой он произносил молитвы.

Когда по окончании молебна люди начали подходить ко святому кресту, я был в числе последних. Волнуясь, едва сдерживая слезы, я сообщил отцу Иоанну о смертельной болезни мамочки. Он спросил у меня ее имя, перекрестился и сказал: "Дай Бог ей здоровья!" Затем велел отвезти ей освященной воды. На следующий день я отправился в Дом трудолюбия, где гость должен был совершить Божественную литургию. И снова - запруженные улицы, с трудом я пробрался через двор в переполненный молящимися храм. Вскоре колокольный звон и гул голосов возвестили о прибытии отца Иоанна. Верующие подняли его на руки и сквозь толпу пронесли по той же лестнице, где проходил и я.Он узнал меня, приветливо посмотрел и сказал:

— Ты уже здесь! А как мама?

— Все в том же положении... безнадежном... - ответил я.

- Будем просить у Бога здоровья, и Он услышит, спасет...

Описать возвышающую силу служения, совершаемого отцом Иоанном, почти невозможно - это от начала до конца неугасимое пламя дерзновенной молитвы. Резкое, громкое, настойчивое, требовательное обращение в молитвах к Богу потрясало молящихся. В алтарь беспрерывно несли телеграммы и записки с просьбой к отцу Иоанну помянуть перечисляемые имена у церковного престола. На следующий день я вторично присутствовал на богослужении, совершаемом отцом Иоанном в Иоанно-Предтеченском храме. Туда было привезено много больных и одержимых. Под церковными сводами то и дело раздавались стоны, вопли и мольбы страждущих, чающих исцеления от недугов. А молитвенный голос отца Иоанна звучал так же, как и накануне: дерзновенно, уверенно, напоминая общение с Богом древних пророков. Опасаясь, что мама может умереть в мое отсутствие, я ушел домой до окончания богослужения. В тот же день, но несколько позже, я не вытерпел и на извозчичьих дрожках отправился на поиски местопребывания отца Иоанна. Едва я успел свернуть с нашей улицы, как, к своему удивлению, увидел показавшийся мне бесконечным поезд экипажей. На первом из них сидела Матрена Петровна Медведева со священниками. Увидев меня, она замахала руками и закричала:

- Куда ехать-то? К вам отец Иоанн едет!

Я быстро вернулся домой и попросил отца и бабушку встречать гостя. Между тем маму на кровати внесли в зал.К началу молебна толпы верующих заполнили не только зал и прилегающие к нему комнаты, но и двор, и улицу. Но вот вошел отец Иоанн и спросил:

— Где ваша больная?

Получив ответ, он благословил всех нас и обратился ко мне:

- Ну, вот видишь, я приехал к твоей маме. Будем молиться, и Господь Бог вернет ей здоровье!

С этими словами он подошел к маме, лежавшей в бессознательном состоянии, обласкал ее, как малого ребенка, приговаривая:

- Бедная ты моя, больная Антонина...

Отец Иоанн положил ей на голову свой наперсный крест, прочитал молитву и пригласил всех нас молиться о болящей, а у отца осведомился, чем больна мама. Затем, встав на колени перед столиком с Евангелием и крестом, отец Иоанн громогласно, дерзновенно просил Бога исцелить болящую.

- Ради ее детей. Господи, - возглашал он, - яви Твою Божественную милость, пощади рабу Твою Антонину, верни ей жизненные силы и здоровье, прости ей все грехи и немощи! Ты, Господи, обещал просящим исполнить и дать просимое. Услыши же нас, Тебя молящих, и даруй здоровье болящей рабе Твоей Антонине!

По окончании молебна он снова подошел к матери, благословил ее и сказал твердо, повелительным тоном:

- Сейчас же позвать священника, он причастит больную, и она с Божией помощью будет здорова!

На прощание отец Иоанн расспросил отца о нашей семейной жизни и, благословив всех, уехал. Когда он выезжал со двора, множество верующих, столпившихся на улице, окружили экипаж. Они хватали руками колеса, пытались прикоснуться хотя бы к краю его рясы, некоторые бросали письма, пакеты с деньгами, записки о поминовении. Когда мы, домашние, проводив отца Иоанна, вернулись к маме, она лежала как преображенная. Кто-то из нас спросил, сознает ли она, что сейчас произошло. Мама чуть слышно прошептала: "Оставьте меня одну!.." Мы выполнили ее просьбу, к тому же пришел вызванный мной священник. Мы простились с мамой и вышли, а когда после ее исповеди вернулись к причастию, увидели с радостью, что она сидит на кровати, а после приобщения Святых Тайн мама спокойно встала. На следующий день она уже не ложилась и быстро начала поправляться. После этого знаменательного для всей нашей семьи события мама прожила еще около тридцати четырех лет». На этом простое и сердечное повествование митрополита Нестора о вятских днях праведного Иоанна Кронштадтского закачивается, но молитвенная соотнесенность с ним в едином духовном пространстве Церкви никогда не пресечется. Она всегда будет «жительствовать» и даровать верующим силы для хранения заповедей и радости о Господе.

Летом 2004 года приход Иоанно Предтеченской церкви торжественно отметил столетие со дня посещения храма святым праведным Иоанном Кронштадтским. В церкви поместили святой его образ с памятной надписью о том, что 10 июля 1904 года (по новому стилю) в этом храме им была совершена Божественная Литургия. Отныне ежегодно в этот день здесь служится молебен святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

По материалам сайта храма в честь Иоанна Предтечи http://hram-predtecha.ru/