Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

"Честное преставление Богоматере восхвалим: в руце бо Сына душу непорочную положи. Темже святым Успением Ея мир оживотворися..." (Стихира праздника)

28 Августа 2018
Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение и чин Погребения Богородицы в Благовещенском кафедральном соборе.

Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.

На Великой вечерне была совершена лития - прилежное моление о всем мире - и благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.

На утрени при пении особых тропарей "Благообразных ученик лик..." из алтаря на середину храма была изнесена плащаница Пресвятой Богородицы - иконописное изображение почившей Божией Матери. Митрополит Сергий в сопровождении священников и диаконов со свечами и кадилами, возвышенно держа у своей главы, изнес из алтаря Плащаницу и вложил ее в икону праздника, размещенную в центре храма.

Затем у Плащаницы были прочитаны особые "Похвалы" - умилительные тропари, чередующиеся со 176 стихами 118 псалма (17-й кафизмы):

ЖИЗНЬ ВО ГРОБЕ ПОЛОЖИЛСЯ ЕСИ ХРИСТЕ, И МАТЕРЬ ЖИВОТА ПОЛАГАЕТСЯ: СТРАННОЕ ВИДЕНИЕ АНГЕЛОМ И ЧЕЛОВЕКОМ.

МАРИАМ, КАКО УМИРАЕШИ, ЖИЗНЬ ВЕРНЫХ? КАКО ГРОБ ВМЕСТИ ТВОЕ ТЕЛО, ВМЕСТИВШЕЕ НЕВМЕСТИМАГО ВСЕМИ?

ОКРЕСТ ОДРА ТВОЕГО ПРЕДСТОЯЩЕ, ТЕПЛЕ ВЗЫВАЕМ ТЕБЕ, ДЕВО: ПОМИЛУЙ, ВСЕСВЯТАЯ, СПАСИ ВСЕХ ВЕРНЫХ.

НЫНЕ ПРИЯТ НЕБО ПРЕСЛАВНО ЦАРИЦУ ВСЕЛЕННЫЯ, И ВЕСЕЛИТСЯ, ЦАРСТВУЮЩУЮ ЗРЯ С БОГОМ.

АЩЕ И СОКРЫВАЕШИСЯ ВО ГРОБЕ МАЛЕМ, ДЕВО, НО САМОЕ НЕБО ТЕБЕ ОТВЕРЗЕСЯ, И НА ПРЕСТОЛ ПРИЯТ ТЕБЕ БОГ.

НЕ ОСТАВИ НАС НЫНЕ СИРЫХ, МАТИ, ОТ ЗЕМЛИ НА НЕБО НЫНЕ ВЗЕМЛЕМА, СОПРЕБЫВАТИ ИМУЩАЯ СЫНУ И БОГУ.

О РАДОСТИ НЕИЗРЕЧЕННЫЯ! О ЧЕСТИ БЕЗМЕРНЫЯ! МАРИАМ СО ИИСУСОМ СЫНОМ СВОИМ ЦАРСТВУЕТ НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ.

Похвалы на 3-й "статии" были пропеты духовенством с певчими мужского хора попеременно со смешанным хором на распев Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры:

РОДИ ВСИ (т.е. все поколения народов и племен) ПЕСНЬ ПОГРЕБЕНИЮ ТВОЕМУ ПРИНОСЯТ, ДЕВО.

В РАДОСТЬ СЫНА ТВОЕГО ОТХОДИШИ БОГОМАТИ, И ВЕСЕЛИШИСЯ И РАДУЕШИСЯ.

СЛАВА ТЕБЕ, БОГОРОДИЦЕ, СЛАВА ТВОЕМУ РОЖДЕСТВУ, СЛАВА И УСПЕНИЮ!

По окончании 3-х "статей" с похвалами, Владыка Сергий совершил полное каждение храма. При этом хоры попеременно исполняли торжественные, наполненные радостью победы над смертью тропари:

"БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

ПОЧТО РАДОСТЬ СО СЛЕЗАМИ, БОГОПРОПОВЕДНИЦЫ, РАСТВОРЯЕТЕ? ПРИШЕД БЛИЗНЕЦ, СВЫШЕ ВРАЗУМЛЯЕМЬ, ПРИГЛАШАШЕ АПОСТОЛОМ: ВИДИТЕ ВЫ ПОЯС, И УРАЗУМЕЙТЕ, ДЕВА ВОСКРЕСЕ ОТ ГРОБА.

БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

УЧЕНИК, НЕВЕРИВЫЙ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ВОСКРЕСЕНИЮ СЫНА ТВОЕГО, НЫНЕ УВЕРЯЕТ ПРОЧИХ О ВОСТАНИИ ТВОЕМ, ГЛАГОЛЯ: РЫДАНИЯ ВРЕМЯ ПРЕСТА, НЕ ПЛАЧИТЕ, ВОСКРЕСЕНИЕ ЖЕ ДЕВЫ РЦЫТЕ.

БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

БОГОНОСНЫМ, ДЕВО, УЧЕНИКОМ СОБРАВШИМСЯ КО ГРОБУ ТВОЕМУ И РЫДАЮЩИМ, ЯВИВЫЙСЯ ФОМА РЕЧЕ, ГЛАГОЛЯ: ЧТО С МЕРТВЫМИ ЖИВУЮ ПОМЫШЛЯЕТЕ? ВОСКРЕСЕ БО, ЯКО БОГА РОДИТЕЛЬНИЦА...".

Эти тропари составлены по образцу тропарей "по Непорочнах", поемых на воскресных богослужениях. Этим подчеркивается, что воскресение Христа Спасителя открыло путь к воскресению и всему человечеству: "Верующий в Меня, если и умрет - оживет" - говорит Господь во святом Евангелии (Ин. 11, 25).

После совершения полиелея и чтения Евангельского зачала митрополит Сергий совершил помазание духовенства и прихожан освященным елеем.

По 6-й песни канона духовенством у Плащаницы был пропет кондак праздника "В молитвах неусыпающую Богородицу..." напева Киево-Печерской Лавры, а по 9-й песни - светилен: "Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой".

При пении погребального "Трисвятого" по Великом славословии святая Плащаница была обнесена вокруг Благовещенского кафедрального собора, что символизировало шествие апостолов в Гефсиманию с телом Пресвятой Богородицы к месту Ее погребения.

О ПРАЗДНИКЕ:

Праздник Успения Божией Матери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери, он стал общецерковным праздником.

Но первоначально праздник совершался в разных поместных церквах в разное вреия: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви еще в VII веке 18 января праздновалась "Кончина Девы Марии", а 14 августа - "Взятие на небо". Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII-IX веках.

Основной целью установления праздника было прославление Пречистой Девы Марии и Ее Успения. К этой основной цели в IV-V веках присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и вследствие этого отрицавших и Ее телесную кончину.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Богослужебные тексты Чинопоследования Погребения Пресвятой Богородицы