Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

"Пути людей к Богу различны, у каждого он – свой"

23 Января 2018
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ответил на вопросы читателей еженедельника "АиФ-Черноземье". (Опубликовано в выпуске N 3 от 2018 г., с. 14-16)

К главе Воронежской митрополии на прямой линии "АиФ-Черноземье", прошедшей в Воронеже в Доме журналистов, обращались люди разных убеждений и по самому широкому кругу тем. Читателей интересовали как ответы на конкретные духовные и бытовые вопросы, так и личное мнение Архипастыря о тех или иных событиях.

КТО СТРОИТ ХРАМЫ?

- В старое время говорили, что село отличается от деревни наличием церкви. Вы, как Архипастырь, хорошо знаете положение с приходами в Воронежской области. Наверняка у нас есть районы, где церквей много, и такие, где их недостаточно? (Арина, Воронеж)

- Согласно современному законодательству, строительство храма инициируется общиной – приходом. Жители села испрашивают благословение Правящего Архиерея, проводят собрание, а потом собирают необходимые документы и обращаются в органы юстиции. Для регистрации приходской общины, необходимо минимум 10 человек. Зарегистрированный приход обретает право юридического лица. Члены общины с этого времени становятся ответственными за приходскую жизнь, в том числе – за устройство молитвенного дома или строительство храма. Правящий Архиерей назначает в эту общину священника, который не только совершает богослужения, но и решает многие организационные вопросы. Но в основе, построение храма зависит от инициативности самих жителей. Свободных средств нет ни у государства, ни у Епархии, поэтому первоначальную финансовую базу должны создать прихожане. Для этого представители общин обращаются к землякам, ведущим успешный бизнес, или к фермерам, к руководителям различного уровня. Если все складывается благополучно, то строительство продвигается быстро. Бывает, что на какой-то период работа замирает, потом вновь продолжается... Жизнь прихода, а тем более возведение храма – процесс не всегда такой простой и легкий, как хотелось бы.

- Иногда в городе можно встретить людей, которые собирают пожертвования на храм. Можно ли им верить? (Андрей, Воронеж)

- Вы можете спросить того, кто к Вам обратился: "Есть ли у Вас документ от епархии, подтверждающий благословение Архиерея на сбор пожертвований?" Если нет – значит, это личная инициатива человека и Вы вольны сами решать, верить его словам или нет. Возникли сомнения – спросите, где находится храм, о котором он говорит, и где можно узнать информацию о том, сколько уже собрано. Может быть, этот человек и вправду передает пожертвования какому-либо приходу. В нашей области есть примеры, когда инициативные бабушки-прихожанки собирали на строительство храмов, которые действительно воздвигались. Это их личное дело – они никому не вредят и не мешают. Думаю, следует относиться к этому спокойно.

ПУТИ К БОГУ

- Как Вам кажется, Владыка, в кризис, когда у большинства сограждан ухудшилось материальное положение, люди стали чаще обращаться к вере, ходить в храмы, или же наоборот: полностью погрузились в мысли о хлебе насущном? (Татьяна, Воронеж)

- Обратитесь к истории – и увидите, какие бедствия переживали наши отцы, деды и прадеды. Судьба всей страны не раз "висела на волоске" и только промысл Божий удерживал Российское государство от гибели. Поэтому сегодня говорить о чрезвычайно бедственном положении наших сограждан не правомерно. Конечно, есть определенная часть населения, нуждающаяся в помощи – для работы в этой области создаются государственные и общественные фонды, которые помогают людям. Социально развитое общество обязано заботиться о своих гражданах. При этом, к сожалению, имеется категория людей, которые пользуются ситуацией и выставляют себя обездоленными с целью мошенничества. Поэтому, когда кто-либо обращается в Епархию за помощью, мы стараемся выяснить реальное положение дел.

Не следует думать, что увеличение числа прихожан в храмах обусловлено только житейскими, материальными затруднениями. Приходящий в храм человек молится, а молитва – это стремление души к Богу, к обретению Его благодати, обновления души. К духовному поиску люди приходят через размышления, душевные переживания или через жизненные обстоятельства, порой совершенно не связанные с кризисом или обнищанием. Это может быть смерть близкого человека, тяжесть одиночества, поиск утешения в горе, а иногда – радость, желание поблагодарить Того, кто ее даровал. Пути, которыми приходит человек к Богу, очень различные, и у каждого этот путь – свой.

- Все ли церковные праздники нужно соблюдать православному человеку? Ведь в праздники работать нельзя, а у меня работа по сменам - два дня через два. (Ольга, Воронеж)

- Если занятость на работе не позволяет в праздничный день сходить в храм, это еще не нарушение заповеди. Исполнение служебных обязанностей – ваш гражданский долг. Даже в Пасхальные дни работают магазины, люди пекут хлеб, лечат больных, развозят пассажиров – и никто их за это не осуждает. Если Вы будете заняты своими непосредственными обязанностями, никто это в вину Вам не поставит, работайте со спокойной совестью. Церковные праздники нужно переживать душой и сердцем; они установлены для совершения спасительных дел, добра и милосердия. Относитесь к этому с духовной мудростью. Конечно, если Вы вместо молитвы и богослужения в праздник устраиваете дома генеральную уборку или трудитесь на грядках в огороде – это не по-христиански, так поступать нельзя. Но если вы связаны трудовой дисциплиной – в этом греха нет.

- Моя бабушка говорит, что 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, есть традиция печь блины, но я про это ничего не слышала. Действительно ли есть такая традиция? (Людмила, Воронеж)

- Думаю, что это традиция вашей бабушки, семейный обычай. Поддержите ее и сохраните из уважения к своим предкам. Народная же древняя традиция, связанная с праздником Покрова Пресвятой Богородицы – это свадьбы. Именно на Покров молодые пары венчались, начинали семейную жизнь – с надеждой на Покров и благословение Божией Матери. К этому времени оканчивалась уборка урожая, завершались все полевые работы и новобрачные начинали заниматься обустройством домашнего очага.

- Много ли современных молодых людей ходит в церковь или, по Вашему мнению, нужно их как-то привлекать, призывать к вере? (Наталья, Воронеж)

- Если даже задаться целью кого-либо против его желания привлечь к вере и молитве, то ничего не получится. Другое дело – предложить молодежи принять участие в общей увлекательной работе, в осуществлении образовательных или благотворительных программ, которые им понятны и интересны. В качестве примера могу назвать ежегодную акцию "Белый цветок" по оказанию помощи детям, страдающим онкозаболеваниями. В ней традиционно принимают участие очень много молодых людей: школьников, студентов, педагогов. На призыв принять участие в благом деле они откликаются всей душой. Если же человек сам проявляет интерес к вопросам духовной жизни, священнослужители с готовностью и вниманием помогут юноше или девушке разобраться в основах православного вероучения или церковной практики.

ПАЛОМНИКИ ИЛИ ТУРИСТЫ?

- Владыка, сейчас бурно развивается внутренний туризм, и многих привлекает паломничество по храмам и святым местам. Какие православные маршруты Воронежской области, кроме всем известных, Вы рекомендовали бы посетить и почему? (Светлана, Воронеж)

- Бывает, что желая совершить паломничество, люди обращаются в светские туристические организации. Естественно, что в предлагаемых ими программах поездок не предусматриваются элементы духовного подвига: посещение богослужений, участие в Таинствах. Для полноценного паломничества лучше пользоваться помощью церковных, епархиальных служб – например, в Воронеже при Покровском соборе действует паломнический отдел. Сотрудниками накоплен большой опыт работы, предлагаются различные варианты поездок, помогающие человеку прикоснуться к духовной жизни, лучше узнать историю посещаемых святых мест. В Воронежском крае, кроме известного всему миру Дивногорья, стоит посетить Белогорский Воскресенский монастырь со старинным пещерным храмом, кельями, многоярусными крестовидными галереями-переходами. Он пока не так широко известен, но, несомненно, заслуживает внимания. Сейчас в нем активно восстанавливается монашеская жизнь, на вершине горы построен деревянный храм. Это очень живописное место на берегу Дона: меловые горы, вековые деревья на обрыве. Красота природы и тишина помогают сосредоточенной молитве, созерцанию.

- Не так давно в Нижнем Новгороде перевернулся автобус с паломниками, много людей погибло. Как такое допустил Бог с людьми, которые ехали поклониться святым местам? (Виталий, Воронеж)

- Многие ошибочно полагают, что Бог непременно должен чем-либо одарять или награждать человека, который о Нем вспомнил. Пути промысла Божия далеко не всегда понятны людям – ведь Он направляет человека к спасению его души, а не к успеху или довольству в личной жизни. Некоторые думают: "Я помолился, поставил свечу большую – теперь все само собой наладится!". И ждет этого, продолжая жить как жил: в развлечениях, страстях, лжи… Так не бывает. Я встречал немало паломников, которые после нескольких дней жизни в атмосфере молитвы и святыни, возвращались к прежним дурным привычкам в еще большей мере. Человек погрузился в мир, который ему непривычен и непонятен – и спешит вернуться в свое "родное", греховное. Так что не нужно думать, что всякий паломник есть святой человек. Зачастую паломники – это только лишь начинающие путь воцерковления люди, их жизнь и привычки порой очень далеки от совершенства. Но даже если бы в том автобусе находились действительно только святые подвижники – разве они должны быть бессмертны? Во власти Бога направлять жизненные пути людей ко спасению. "От Господа стопы человеку исправляются", - сказано в Священном Писании (Пс. 36: 23). А наша задача – в любую минуту быть готовыми ответить за свою жизнь. Православные перед сном читают вечерние молитвы, в которых есть такие слова: "Неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?" (перевод: "Неужели сегодня эта постель станет мне смертным ложем или Ты еще даруешь мне пробуждение для продолжения жизни?"). Какой же именно дверью мы войдем в мир вечности – через трагедию, старость или болезнь – не меняет сути дела. К тому же, мы не знаем духовных последствий той трагедии для родственников погибших и пострадавших: каждый из них воспринял это событие по-своему. Для кого-то, возможно, оно стало поворотным моментом, толчком к исправлению жизни.

- Родственники из паломнической поездки привезли освященную воду, а на этикетке написано, что когда израсходуется вода, бутылку ни в коем случае не выбрасывать. А что же делать с пустой бутылкой? (Юлия, Воронеж)

- Пока она в хорошем состоянии, набирайте снова в нее святую воду в храме. Дело в том, что на сосудах, предназначенных для хранения святынь, есть кресты, священные изображения – их нельзя бросать с прочим мусором. Пришедшую в негодность такую тару лучше всего сжечь в печи или в костре на даче; если такой возможности нет – принесите в церковную лавку.

НЕ ПРОВОЦИРОВАТЬ РАЗНОГЛАСИЯ

- В СМИ и в интернете широко обсуждались действия организации "Христианское государство", которая призывала сжигать кинотеатры, показывающие фильм "Матильда". Хотелось бы услышать Вашу оценку: действительно ли в обществе зарождается "христианский экстремизм"? (Сергей, Воронеж)

- Когда началось широкое и эмоциональное обсуждение фильма "Матильда", в Епархию обращались организаторы акций протеста с просьбой участия в соответствующих мероприятиях. Мой ответ был твердым: благословения Церкви на такого рода выступления на воронежской земле не будет! В фильме представлены эпизоды, не получившие подтверждения исследователей. На художественном вымысле создан драматический сюжет с участием реальных исторических личностей. Неоднозначное отношение к ним и вызвало разногласия в обществе. Экстремисты же только и ищут повода! Сейчас в средствах массовой информации публикуются подтверждения тому, что резкие высказывания и экстремистские поступки не имеют отношения к взглядам и деятельности Русской Православной Церкви. В некоторых регионах имели место попытки придать политическую окраску церковным мероприятиям. Например, при совершении крестных ходов неизвестными поднимались плакаты против фильма "Матильда" и политические лозунги. Такие явления провоцировали недовольство в обществе, это недопустимо. Церковь не участвует в политической деятельности или агитации! На горьком историческом опыте ХХ века можно убедиться в трагичности последствий революционной борьбы. Что принесли России февральская и октябрьская революции? Нельзя забывать, какие бедствия пережил наш народ, сколько пролилось крови, как тяжело было вернуться на путь возрождения и созидания… Переживать это вновь, думаю, никто не хочет. Поэтому провозглашать политические лозунги под видом защиты христианства – преступление.

ЕДИНСТВО В ВЕРЕ, ЕДИНСТВО В СЕМЬЕ

- У меня жених католик, а я православная. Скажите, можно ли нам венчаться, если мой будущий муж не православный? (Ирина, Воронеж)

- Венчание брака с католиком возможно при наличии благословения Правящего Архиерея – для его получения нужно прийти в Епархию и написать прошение. Благословение может быть дано при одном важном условии: если Ваш будущий муж согласится, чтобы дети, которые будут рождаться в браке, будут крещены в православном храме и воспитаны в православной вере. (Если Вы обратитесь в Римско-католической костел, Вам будет поставлено аналогичное условие – чтобы будущие дети воспитывались в католической вере). Здесь все зависит от вашего взаимного согласия и твердости в своей вере. Практика венчания с инославными в дореволюционной России широко применялась по отношению к бракам особ Царствующего дома. К примеру, Великая княгиня Елизавета Федоровна венчалась с Великим князем Сергеем Александровичем Романовым, будучи лютеранкой. Лишь значительно позднее она приняла Православие и достигла святой жизни, а впоследствии и мученического венца.

- Если мой муж является атеистом, можно ли жить с ним в браке и можно ли нам венчаться? (Надежда, Воронеж)

- Если Ваш муж человек не верующий и не желает принимать участие в Таинстве, то принуждать его не следует. Это его выбор и принятое им решение не дает Вам права расторгать с ним брак. Он же Вас не притесняет за то, что Вы – верующий человек! При этом довольно часто люди, называющие себя атеистами, ни на чем не основывают своей позиции; они не борются с верой, а просто ничего о ней не знают. Попытайтесь хотя бы иногда разговаривать с мужем о Христе, о Евангелии, о Суде Божием и вечной жизни. Предложите ему почитать об этом книги, которые были бы доступны и ненавязчивы. Может быть, его пугает непонятная пока обрядовая сторона христианства: он видит, что Вы ходите в храм на богослужения, стараетесь соблюдать посты. Постарайтесь объяснить хотя бы самое основное. Когда человек становится верующим, для него жизнь предстает в совсем другом свете, становится более осмысленной, светлой, одухотворенной. И бояться открытия этого нового горизонта человеку совсем не стоит.

- Недавно узнала от знакомых, что в епархии можно подать прошение на "развенчание". Раньше думала, что если повенчался, то это на всю жизнь. В каких же случаях допускается расторжение венчанного брака? (Алина, Воронеж)

- Конечно, супруги должны предпринимать все усилия, чтобы сохранить свой брак. Но если уж так случилось, что семья окончательно распалась и возродить ее уже не возможно, то обратитесь в ЗАГС и получите свидетельство о расторжении брака. С этим документом обращайтесь в Епархиальное управление и напишите прошение о возможности считать Ваш брак утратившим каноническую силу. Своей резолюцией Правящий Архиерей констатирует, что Вы находитесь в состоянии развода и Вам дается благословение на вступление в повторный церковный брак. Это вынужденная мера, она применяется при наличии веских оснований к расторжению брака: если один из супругов алкоголик или наркоман, если имеет место тяжелое психическое заболевание, сопряженное с буйными припадками, угрожающими жизни другого супруга. Также достаточной причиной для развода может быть признана супружеская измена, но в этом случае лучшим признается вариант примирения супругов.

О БОЛЕЗНИ И СОСТРАДАНИИ

- У моей знакомой отец болен раком 4-й степени. Им посоветовали заказать сорокоуст в трех храмах. Обязательно ли в нескольких храмах или достаточно в одном? (Ирина, Воронеж)

- Дело не в том, чтобы обратиться в большее количество храмов – с церковным поминовением должна быть сопряжена Ваша личная искренняя молитва. Хорошо, если Вы закажете сорокоуст в своей приходской церкви или поминовение в монастыре, где круглосуточно совершается чтение псалтири. Но еще более важно позаботиться о духовном состоянии самого больного: пригласите к нему священника для совершения исповеди и причастия Святых Христовых Таин, чтобы он внутренне примирился с Богом – это даст ему духовные силы, он почувствует помощь и утешение. Пусть его родственники тоже молятся и творят добрые дела. Не забывайте, что у воронежцев есть сильный заступник и молитвенник пред Богом – святитель Митрофан: приходите к его мощам, просите о помощи. И, конечно, не следует пренебрегать обращением к опытным врачам. Мы верим в силу молитвы и можем надеяться на чудо Божие, но медицинские средства необходимы. Во время болезни, учит нас Священное Писание, "дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен" (Сирах 38: 12).

- Я знаю, что самоубийство - большой грех. Но у моего хорошего знакомого была последняя стадия рака, он не мог больше переносить мучений и покончил жизнь самоубийством. Могу ли я каким-то образом молиться за него? (Ольга, Воронеж)

- Нередки случаи, когда родственники обращаются в Епархию с прошениями благословить совершение церковного отпевания людей, окончивших жизнь самоубийством. Это возможно, если человек страдал психическим заболеванием и данный факт имеет соответствующее документальное подтверждение. К сожалению, иногда родственники предоставляют сведения, вызывающие сомнение. Обманывать в такой ситуации не нужно – лукавством нельзя получить Божию благодать.

Бывает и наоборот: просят совершить отпевание на том основании, что покойный был прекрасным человеком. Но если так, почему же близкие не удержали его от рокового шага? Ведь на их глазах в нем происходил душевный срыв, с болью ломалась жизнь... Иное дело – трагические случаи, когда молодые военнослужащие возвращались из горячих точек с нарушениями психики, или, скажем, юноша или девушка не смогли пережить неудачную любовь. Это примеры духовной неуравновешенности. Но если зрелый человек сознательно накладывает на себя руки – это его добровольный выбор и никто не может что-либо изменить. Своим поступком он поставил себя вне Церкви и общества. Самоубийцу не извиняет постигшая его болезнь. Вместо того, чтобы размышлять о своей жизни, сделать максимум добрых дел за короткий период, который ему остался и уйти в вечность примиренным с Богом и людьми, он испугался мучений и боли, отказался принять свой жизненный крест, проявил недовольство, бунт. И кому это принесло счастье? Поминайте его в домашней молитве, скажем, при чтении утреннего правила. Творите добрые дела, раздавайте милостыню, и Господь примет Вашу молитву.

ИНТЕРНЕТ: ПОЛЬЗА И ОПАСНОСТИ

- Сейчас в соцсетях много групп, ориентированных на подростков, а есть ли православные страницы или сайты именно для молодежи? У меня ребенок – подросток и для меня это очень важно. (Мария, Воронеж)

- Да, есть немало сайтов, рассказывающих о Православии, а также форумов, объединяющих верующих людей. Для начала зайдите на сайт Воронежской епархии (http://vrn-eparhia.ru), найдите ссылки на сайт нашего миссионерского отдела или странички молодежных групп; имеются сайты духовной семинарии и православной гимназии, множество общецерковных образовательных порталов. Познакомьтесь с интернет-версией молодежного православного журнала "Фома", православным молодежным порталом "Наследник". Посетите сайт Бориса Корчевникова (телеведущий, актер, журналист, генеральный директор и продюсер православного телеканала "Спас" – прим.) – он верующий человек, публикует хорошие материалы и его сайт вполне можно назвать молодежным. Много интересного и познавательного найдете на порталах "Правмир" и "Седмица". Словом, сегодня ищущему познаний о вере и духовной жизни человеку предоставлена масса возможностей.

- Моя мама говорит, что много времени проводить в интернет-общении в соцсетях – грех. Так ли это? (Светлана, Воронеж)

- Такое утверждение будет справедливо, если сделать акцент на слове "много". Когда Вам необходимо получить какую-то информацию, пообщаться с близкими по духу людьми – пожалуйста, определите себе на это, скажем, 20 или 40 минут. Когда время вышло, нажмите клавишу выключения компьютера. Беда в том, что интернет способен увлекать, притягивать внимание к разнообразной информации, новым и новым страничкам… Довольно скоро человек оказывается в зависимости: его уже не волнуют ни домашние дела, ни родственники, ни молитва – ничего, остается только стремление при первой возможности погрузиться в виртуальный мир. Это уже ненормально. Приобретенная зависимость исключает интернет-пользователя из реальной жизни, лишает общения с живыми людьми, обрекает на одиночество. Высказывая порой самые нелепые мысли, он находит поддержку таких же одиноких людей. Так складывается однобокий взгляд на жизнь, формируются сообщества с нездоровыми и даже гибельными идеями. В реальной жизни такому человеку уже не комфортно, теряется навык трезвого отношения к действительности. Поэтому в отношении необходимости ограничения пользования "всемирной паутиной" Ваша мама, может быть, и права.

Мне тоже нередко приходиться просматривать информацию в сети Интернет и я вижу, что зачастую комментарии пользователей лишены элементарной логики, содержат поверхностные рассуждения, обнаруживают незнание предмета. В результате возникают диалоги, не содержащие полезной информации, провоцирующие лишь сиюминутные эмоции. Поэтому помните: компьютер и Интернет могут быть добрыми друзьями и помощниками. Но следует опасаться возможности сделаться их рабом или рабой.

- Как человека привести к вере? С чего начать религиозное воспитание ребенка? (Татьяна, Воронеж)

- О вере нужно разговаривать с маленьким человеком вполне серьезно, как со взрослым, но на понятном ему языке. Не следует представлять религиозные истины и святых как разновидность сказки. Постарайтесь подобрать хорошие детские книжки о вере, вместе посмотреть церковные фильмы, разъясняя сложные моменты, вместе прийти в храм и поговорить со священником. Воцерковление требует постоянства и усердия. Нужно грамотно объяснить назначение храма, смысл богослужения, символический язык православных икон. Ребенок любопытен, ему это будет интересно. Познания расширят его кругозор, душа почувствует радость молитвы и он потянется в храм. Если же без подготовки и разъяснений привести малыша на богослужение и постоянно одергивать: "Стой смирно, не вертись!" – то ему будет скучно и некомфортно. Родители должны чувствовать своего ребенка и проявлять мудрость.

Материал подготовила Наталья СЫЧЕВА