Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

"Слава явившемуся Богу, и на земли виденному, и просветившему мир" (Стихира праздника Богоявления)

20 Января 2018
В праздник Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию и Великое водоосвящение в Благовещенском кафедральном соборе.

Со времени освящения воды в Крещенский сочельник, поток верующих, спешивших в Благовещенский кафедральный собор, не прекращался в течение дня 18 января, во время всенощного бдения и практически всю ночь - с 0 часов 19 января воронежцы молились за ночной Божественной литургией и набирали освященную воду.

Утром в день праздника Крещения Господня, именуемого также Богоявлением, трезвон церковных колоколов возвестил о прибытии в Благовещенский кафедральный собор Главы Воронежской митрополии Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Лискинского. Правящий Архиерей возглавил служение поздней Божественной литургии. Митрополиту Сергию сослужили клирики кафедрального собора.

Главный храм Воронежской епархии был заполнен молящимися. Вознести свои молитвы Господу Богу в этот светлый и радостный день, а также набрать "Великой Агиасмы - освященной воды святых Богоявлений", собрались сотни воронежцев и жителей области.

На Литургии пелись особые праздничные антифоны, в которых содержались указания ветхозаветных пророчеств на явление миру Христа Спасителя на реке Иордан и на действия Промысла Божия, связанные с водной стихией. К стихам третьего антифона хор припевал тропарь праздника: "Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе".

По сугубой ектении митрополит Сергий возгласил молитву о мире и прекращении междоусобной брани в Украине.

Перед причащением мирян с проповедью о празднике к верующим обратился клирик Благовещенского кафедрального собора протоиерей Владимир Чернышов.

После чтения заамвонной молитвы митрополит Сергий с сослужащим духовенством совершил Великое водоосвящение. Чин Крещенского водоосвящения называется Великим из-за особенной торжественности богослужения, проникнутого воспоминанием Крещения Господня: тогда через погружение Сына Божия во плоти в струи Иордана совершилось освящение самого естества воды.

При пении тропарей "Глас Господень на водах..." Архипастырь торжественно изнес их алтаря напрестольный крест и совершил каждение сосудов с водой, приготовленной к освящению. После трех паремий было прочитано зачало из послания апостола Павла (1 Кор. 10: 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. В Евангельском зачале, которое было прочитано митрополитом Сергием, повествовалось о событии Крещения Господа Иисуса Христа: "И было в те дни: пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".(Евангелие от Марка 1: 9-11, Синодальный русский перевод).

Затем протодиакон возгласил ектению: "Миром Господу помолимся...", в которой возносились многочисленные прошения к Богу об освящении воды. Во время произнесения ектении Архиерей тайно читал молитву "Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне...", в которой просил Господа озарить ум молящихся Святым Духом и принять молитвы, возносимые над водой.

По окончании ектении митрополит Сергий во всеуслышание трижды возгласил: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих!" - и далее всю молитву на освящение воды.

По окончании всех положенных молитвословий, Архипастырь трижды погружал честный Крест в воду при пении тропаря праздника Богоявления: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...".

Освященной водой - Великой Агиасмой - митрополит Сергий окропил молящихся, а священнослужители окропили алтарь, весь храм, классы воскресной школы и все помещения на территории кафедрального собора.

В завершение праздничного богослужения Архипастырь обратился ко всем молящимся с кратким словом поздравления. (Видеозапись обращения митрополита Сергия смотрите на встроенном плеере внизу страницы).

О ПРАЗДНИКЕ:

Событие, ставшее основанием праздника Крещения Господня описано в Евангелии. По Божию повелению на берега реки Иордан вышел пророк Иоанн с проповедью покаяния. Некоторые люди, полагавшие, что он не прото праведник и пророк, "помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он?" (Лк. 3: 15). Сам же Иоанн говорил о себе как о Предтече, то есть, что он предшествует Спасителю: "Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу..." (Ин 1:23). Приуготовление пути, в первую очередь, означало приведение людей к покаянию и исправлению.

Вместе с другими людьми Иисус пришел на берега Иордана. Иоанн же, духом прозрев, что перед ним не обычный человек, сказал пришедшему: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?". И услышал в ответ слова Спасителя: "Так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф 3:14-15). Это означало: делай то, что тебе должно делать. И безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские, приемля крещение покаяния. И в тот момент Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф 3:17).

Установленный в честь этого евангельского события церковный праздник Крещения иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в свидетельстве голосом, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой в виде голубя осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение о Боге–Троице, едином по существу и троичном в Лицах.

О СВЯТОЙ ВОДЕ:

Святая вода, освящаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе "Великой Агиасмой" - то есть "великой святыней". Сосуд с освященной водой всегда стоит в храме; верующие хранят богоявленскую воду в домах в течение всего года. Освященная накануне и в день праздника Крещения Господня вода используется для питья (с благоговением и молитвой, желательно натощак, после утренних молитв), для помазания тела, в том числе больных мест, для окропления людей, храмов, домов, различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается верующими как "нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление".


ВИДЕОРЕПОРТАЖ:

Яндекс.Метрика