Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

"Неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея" (Кондак праздника Рождества Богородицы)

21 Сентября 2017
Накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе

Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.

В песнопениях всенощного бдения восхвалялась праведность святых Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Девы - и выражалась всемирная радость о пришествии в мир будущей Матери Христа Спасителя:

"Сей день Господень, радуйтеся, людие: се бо Света чертог и книга Слова Животнаго из утробы произыде, и Яже к востоком дверь, рождшися, ожидает входа Святителя великаго, eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших". (Русский перевод: "Это – день Господень, радуйтесь люди; ибо Света брачный Чертог и Книга Слова жизни из чрева произошла; и Рожденная – дверь, обращенная к востоку, ожидает входа великого Священника, – единственная, и вводящая во вселенную единого Христа ко спасению душ наших").

"Днесь неплодная Анна раждает Богоoтроковицу, от всех родов произбранную в жилище всех Царя и Зиждителя, Христа Бога, во исполнение Божественнаго смотрения, имже наздахомся, земнороднии, и обновихомся от тли к жизни неконечней". (Русский перевод: "В сей день неплодная Анна рождает Божию Отроковицу, предъизбранную от всех родов в обитель Царю всех и Творцу, Христу Богу, для исполнения Божественного замысла, которым мы, на земле рожденные, воссозданы и обновлены из тления к жизни непрекращающейся").

На великой вечерне была совершена лития - прилежное моление о всем мире - и освящение хлебов.

На полиелее было пропето величание праздника: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое". При пении величания духовенством и всем народом митрополит Сергий совершил полное каждение храма.

После чтения Евангельского зачала было совершено помазание священнослужителей и молящихся освященным елеем.

О ПРАЗДНИКЕ:

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери.

Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Церковь бережно донесла до нас предания, которые повествуют и о чудесных обстоятельствах появления на свет Девы Марии – Той, Кому Господь доверил стать Матерью Своего Единородного Сына.

В древнем городе Назарете, что расположился в Галилее, на севере Святой Земли, жили праведные супруги – Иоаким и Анна. Они происходили из древнего царского рода, восходящего к святому царю Давиду. Впрочем, святые супруги жили не по-царски скромно, их богатством была вера в Бога. Уже одно это делало их счастливыми, но все же было одно обстоятельство, которое омрачало счастье супругов – у них не было детей. Это всегда очень печально, когда в семье, в которой царит любовь, нет детей. А для иудеев рождение ребенка вообще считалось особым религиозным долгом: каждая семья надеялась, что обещанный Спаситель произойдет из их рода.

Бездетность святых Иоакима и Анны даже стала причиной насмешек и поношений со стороны других людей. Однажды Иоаким пришел на праздник в Иерусалимский Храм, чтобы принести жертву Богу. Но священник отверг приношение и укорил Иоакима, сказав: "Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомства в Израиле".

Услышав эти обидные и несправедливые слова, Иоаким ушел в пустыню. Там он 40 дней и 40 ночей постился и слезно молился, чтобы Господь даровал ему дитя, хотя бы в старости. Узнав о случившемся, праведная Анна тоже стала усердно молить Бога о том, чтобы стать матерью.

Без ропота, в смиренном духе перенеся посланное Богом испытание, Иоаким в пустыне, а Анна в своем доме, получили радостную весть от Ангела, что услышана их молитва. Не сговариваясь, они поспешили с благодарностью в Храм и встретились у Золотых ворот Иерусалима. На этот сюжет написана икона "Встреча Иоакима и Анны".

Вскоре слова Ангела сбылись – у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую назвали Мариам, или Мария, что означает "Госпожа". Это имя было наречено младенцу промыслительно, ведь Деве Марии предстояло стать Царицей Неба и земли. Посему празднество в Ее честь "почитается днем спасения всего мира" (святитель Фотий, патриарх Константинопольский, IX век).

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак праздника, глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Иконография праздника Рождества Пресвятой Богородицы