Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

6 Июня 2014
В день прославления святой блаженной Ксении митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в храме, посвященном ее памяти в Северном микрорайоне Воронежа

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, настоятель храма протоиерей Феодор Бажанов, Благочинный Никольского Церковного округа протоиерей Петр Петров и клирики храма.

По окончании богослужения духовенство и молящиеся совершили Крестный ход к памятнику святой блаженной Ксении Петербургской на территории храма, где состоялся праздничный молебен.

По окончании молебна митрополит Сергий обратился к молящимся со словами проповеди:

"Я хотел бы со своей стороны поздравить вас, дорогие отцы, братья и сестры, с нашим замечательным праздником, с престольным праздником нашего храма в Воронеже – памятью святой блаженной Ксении Петербургской, днем ее прославления святой Церковью. Мы с вами живем по времени очень близко от блаженной Ксении. Нас отделяет от ее эпохи всего каких-то 200 с небольшим лет. Но по духу человечество, и в том числе наша страна, настолько деградировали, настолько отошли от тех принципов жизни, что очень трудно представить человека в наше время, который подъял бы на себя такой подвиг – юродство.

Что такое юродство? В переводе это значит – безумие. Добровольное безумие, которое принимал человек ради Христа. Ведь он отрекался, прежде всего, от самого себя, от своих привычек, от своих обязанностей, от присущих только ему характерных особенностей. И вместо этого избирал всю боль окружавшего его общества. Потому что не мог спокойно смотреть на все это, и хотел своим подвигом вызвать какую-то реакцию. Чтобы хотя бы несколько человек задумались об этой жизни, о ее ценности и хотя бы частично изменили вектор своей жизни в сторону спасения. Мы часто просто механически перечисляем, что этот человек был преподобным, а этот – святителем, а тот – возглавлял государство или был князем или даже царем. Но задумывались ли мы, что каждый из них на своем жизненном пути, неся свой крест, сделал в духовном плане что-то большее не для самого себя лично, а для общества, став для него примером? Поэтому мы должны с трепетом хранить память этих святых людей, которые явились маяками для нашего русского общества. Общества, которое любило подвижников благочестия, относилось к ним с большим вниманием, и никто их не притеснял и не гнал. Даже цари выслушивали те замечания, которые им говорили блаженные люди.

Мы с вами живем в XXI веке – веке лжи, когда можно обмануть человека и не стесняться, а наоборот, даже бравировать этим. Причинить зло целому народу, ввергнуть его в нищету, в новые ужасные экономические и духовные условия и говорить о том, что это сделано для его блага. Мы живем в то время, когда эта ложь может коснуться и нас. Почему? Потому что внутренне, в сердце своем, духовно, мы уже готовы к этому. Мы не имеем такой силы, чтобы сопротивляться этой лжи, этому натиску. И только лишь уповаем на кого-то и все говорим: А что же правительство? Оно что же, не видит, не смотрит? Но мы не замечаем, что на уровне глав государств эта ложь стала нормой. Мы с вами должны помнить, к чему нас призвал Христос. Это любовь к ближнему. Не к ненависти, а к любви. К каждому ближнему. Чтобы мы творили ему благо. И любили его так, как об этом говорит Господь, отвечая на вопрос юноши, который, казалось бы, исполнил все заповеди, но чувствовал, что ему еще чего-то недостает. Что отвечает Господь? "Иди, продай свое имение и раздай нищим, и приходи и следуй за Мной". (Мф. 19.21) То есть любовь к ближнему человеку должна доходить до самопожертвования. А не так, как мы поступаем, когда нас обидели, и мы оскорбляемся и делаем все, чтобы растоптать и растерзать этого человека, мстим и его детям, и даже правнукам. Наши предки жили по другим правилам, совершенно иначе. И мы должны об этом помнить. И образ блаженной Ксении Петербургской, почти нашей современницы – это очень яркий пример того, как нужно реагировать на вызовы времени. Потому что она жила как раз в начале развращения нашего русского народа, которое описывают и Достоевский, и Куприн, и Чехов, и Толстой, и многие другие писатели. Своими произведениями они били в набат, пытаясь показать, что русское общество катится к своему закату. Но их никто не слушал. Как не слушали и Церковь, которая всегда призывала народ и людей к святости. Так что в этот праздник мы с вами должны вздохнуть полной грудью и приобщиться к дыханию вечности. Наполнить все свое существо любовью к Богу и ближнему. И положить своим основанием то, что и мы, и наши дети, как бы трудно это ни было, будем ходить по правде, по заповедям Христовым, проповедуя всегда слово Божие благоприятное.

Я поздравляю вас с праздником. Храни вас Господь!"

Затем Его Высокопреосвященство пригласили в здание воскресной школы храма, где ее воспитанники поздравили владыку митрополита с праздником, исполнив церковные песнопения и показав замечательные работы, выполненные своими руками, а Архипастырь вручил юным прихожанам сладкие подарки.