Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

22 Мая 2014
Накануне дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора. Во время Великой вечерни был совершен чин литии и благословения хлебов.

Праздник в честь святителя Николая 22 мая (9 мая по старому стилю) установлен в воспоминание перенесения его честных мощей из Мир Ликийских в Итальянский город Барии.

Со времени преставления великого святителя его честные мощи бережно хранились в городе Миры – центре Малоазийской провинции Ликия. Однако в XI веке Малая Азия подверглась опустошительным набегам турок, которые опустошали Византийские владения. Известно особенно неприязненное отношение турок-мусульман к христианскому почитанию святых икон и мощей. Именно поэтому свои завоевания они сопровождали осквернением и демонстративным надругательством над православными святынями. Согласно некоторым источникам, еще в конце VIII века халиф Харун Ар-Рашид отправил своего начальника флота Хумейда на остров Родос, после опустошения которого, последний отправился в Миры, желая разграбить и осквернить гробницу святителя Николая. Промыслом Божиим воины Хумейда по ошибке осквернили другой храм, после чего на море поднялась буря, уничтожившая почти все корабли. Это обстоятельство вынудило воинов поспешно удалиться из Ликии. Однако опасность осквернения гробницы святителя осталась не менее актуальной.

Подобные варварства возмущали не только восточных христиан, но и западных – в особенности жителей юга Италии, среди которых было много греков. В 1087 году венецианские купцы отправились в Антиохию, намереваясь на обратном пути забрать мощи святители из Мир, чтобы перевезти их в Италию. Венецианцы фактически украли мощи святителя, связав монахов, охранявших гробницу. Характерно и то, что сами служители храма, где почивали мощи, охотно рассказали чужеземцам о местонахождении святыни, что лишний раз свидетельствует о том, что до конца XI века, несмотря на анафемы 1054 года между Востоком и Западом, верующие воспринимали разделение лишь формально. Существует предание о том, что один из монахов, охранявших мощи святителя Николая, рассказал итальянцам о видении, в котором сам святитель повелел ему и его собратьям более бдительно хранить святыню, что было воспринято чужеземцами, как благословение святителя на задуманный ими поступок.

8 мая 1087 года итальянские корабли прибыли в порт города Барии на юге Италии. На следующий день мощи святителя Николая были торжественно перенесены в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжественное перенесение мощей сопровождалось многочисленными чудесами и исцелениями. Через год была построена Церковь в честь святителя, которую освятил папа Урбан.

О значении этого события, как с исторической, так и с нравственной точек зрения споры не утихают до сих пор. Одно остается неоспоримым – вольно или не вольно, западные христиане спасли величайшую святыню от осквернения и уничтожения. Ведь совсем скоро Малая Азия пала под натиском турецких войск, и все христианские храмы были либо разрушены, либо превращены в мечети, а православные святыни преданы безжалостному уничтожению.

Один наш соотечественник, чье имя осталось неизвестным, присутствовал при перенесении мощей Cвятителя и, можно сказать, стал первым среди множества паломников из России, которые до сегодняшнего дня приезжают в Бари почтить память великого святого. Владея грамотой, он внес описание этого события в отечественный свод сказаний о святом Николае.

Также одним из первых паломников в Бари стал купеческий сын Василий Григорьевич, живший в XVIII веке и происходивший из одноименного городка в нынешней Винницкой области. Королева Бона, супруга польского короля Cигизмунда I, происходила из Барской провинции и назвала далекое местечко по родному Бар-граду. Особенно Василий просил Cвятителя избавить его от открывшейся язвы. И, действительно, на мощах святого он получил исцеление.

До сих пор мощи Cвятителя Николая хранятся в крипте (подземной церкви) базилики на берегу моря в старой части города Бари - храме романского стиля ХII века. Они находятся ниже уровня пола, под алтарем, и закрыты со всех сторон железобетонными блоками. Паломники прикладываются к мощам, опускаясь на колени под алтарь.

Еще с самых первых лет появления мощей Cвятителя в Бари они источают святое миро, которое собирается раз в год – 22 мая по новому стилю. Разбавленное водой, это миро используют верующие во исцеление души и тела.

В Бари открыто подворье Русской Православной Церкви и действует тот самый храм, средства для постройки которого собирала вся Россия. Возведение православного собора в Бари было связано также с именем известного миссионера, проповедника и новомученика, расстрелянного в 1918 году, – протоиерея Иоанна Восторгова. Благодаря ему удалось приобрести участок земли в Бари для Палестинского Общества, на котором впоследствии и появляются храм и дом для паломников из России. Храм был торжественно заложен 22 мая 1913 года. На строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии, прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии. В фундамент церкви заложили грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли.

Нижний храм в Бари был отстроен и освящен спустя год после закладки. Быстро завершили строительство и дома для гостей. Однако дальнейшее возведение собора было остановлено – началась Первая мировая война. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток паломников прервался. Однако сейчас храм святителя Николая в Бари полностью достроен. Не перестает он удивлять паломников своей небесной белизной и устремленностью ввысь. Особенно необычно смотрится его архитектура в старо-русском стиле: из-за пальм и мандариновых деревьев выглядывает островок родной Руси.

Сегодня можно услышать распространенное мнение о непризнании Греческой Церковью праздника перенесения мощей святителя Николая в Барии. Однако, он глубоко ошибочно – в современном греческом календаре это событие празднуется 20 мая. В печатный календарь оно было внесено благодаря преподобному Никодиму Святогорцу, который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей святителя Николая. Согласно преподобному Никодиму, именно 20 мая мощи были привезены в Бари. Одной из ранних рукописей с точной датой, упоминающей 9 мая, как дату перенесения мощей святителя, является Типикон Криптоферратского монас¬тыря 1300 года. Дата 20 мая зафиксирована и в ряде византийских рукописей. Самая ранняя из известных нам - майская служебная Минея 1431 года библиотеки Ватопедского монастыря. Таким образом, этот праздник торжественно совершается ныне всем христианским миром. Призывая помощь и заступничество святителя Николая, мы верим, что его святыми молитвами Господь дарует нам потребное для спасения души и вечной жизни в Царстве Христовом.

Тропарь святителю Николаю в честь перенесения его честных мощей из Мир Ликийских в Барии, гл. 4:

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак святителя, гл. 3:

Взыде, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый.

Подготовлено с использованием материалов сайта pravoslavie.ru