Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

27 Апреля 2014
В неделю Антипасхи – апостола Фомы, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в храме в честь Воскресения Господня г. Воронеж

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, настоятель храма – протоиерей Василий Володько, настоятель Покровского собора г. Воронеж протоиерей Сергий Моздор, благочинный Архиерейского церковного округа иеромонах Алексий (Сукачев) и клирики храма.

На Малом входе Его Высокопреосвященство удостоил настоятеля храма – протоиерея Василия Володько патриаршей богослужебной награды: права служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни.

По отпусте литургии отец настоятель обратился к владыке Сергию со словами благодарности и поздравления:

"Ваше Высокопреосвященство дорогой наш архипастырь и отец! Сегодня наша приходская семья собралась, чтобы одними устами, одним сердцем прославить воскресшего Христа. В эти праздничные Пасхальные дни радость усугубляется. Вы пришли в свой храм в честь Воскресения Господня, чтобы помолиться со своей паствой, чтобы объединить ее вокруг храма и вокруг Божественной Евхаристии, чтобы еще больше сплотить приход. Мы все в эти дни поздравляем Вас с Пасхой Христовой и желаем Вам крепости духа, крепости телесных сил. Христос Воскресе, испола эти деспота"!

В своем ответном слове Архипастырь поблагодарил отца Василия за поздравление и обратился к молящимся со словами проповеди:

"Христос Воскресе!

Благодарю Вас, дорогой отец Василий, за слова приветствия и Христовой радости. Поздравляю Вас с Патриаршей наградой, которую Вы заслужили. Это будет большой радостью и для Вашего прихода, потому что Вы будете служить с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни. Я поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с воскресным праздничным днем Пасхи Христовой. Христос Воскресе!

Мы в этот день празднуем и совершаем память апостола Фомы и вспоминаем то, что произошло с ним. Как он, будучи вне пределов Иерусалима, в течение восьми дней не видел Господа и не был уверен в том, что Господь воскрес. И когда он пришел, а апостолы стали рассказывать ему о том, что вот уже несколько дней Господь является им и что Он воскрес из мертвых, Фома произнес такую фразу: "пока не увижу язв на Его руках и ногах и не вложу руки моей в Его ребра, не буду веровать". И Господь пришел, и, обратившись к апостолу Фоме, сказал: "дай Мне твой перст и вложи его в язвы от гвоздей, дай мне твою руку, и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим". В народе, часто ругают апостола Фому за его неверие, но это все произошло по промыслу Божию, чтобы мы с вами имели живую уверенность в том, что Христос восстал из мертвых не призрачно, а телесно. Ведь это залог нашего будущего воскресения. Мы с вами тоже воскреснем с нашими телами во Второе Пришествие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. И мы с вами должны благодарить Бога за то, что сегодня Он дал нам свидетельство того, что это было со Христом, а значит – будет и с каждым из нас.

Мы с вами должны от научиться Пасхи Христовой дерзновенной вере в то, что Господь промышляет о каждом человеке, в то что Он пролил Свою драгоценную кровь за каждого из нас. И мы не должны кичиться один перед другим. Потому что перед Богом мы все абсолютно равны, мы в равном достоинстве, мы сыны и дщери Божии, мы православные христиане. И иерархическая лестница, которая есть у нас на земле, абсолютно отсутствует перед очами Божиими. Потому что никто, будучи ни архиереем, ни царем, ни императором, ни президентом, ни каким-либо начальником или военачальником, не имеет никаких шансов быть большим или меньшим в глазах Божиих. Все мы перед Ним абсолютно равны. Но это равенство накладывает сугубую ответственность на каждого из нас, потому что мы уже не переложим ее на старших, на учителей, на воспитателей, на начальников, в конце концов, на глав государства, как часто мы это делаем здесь на земле и говорим, что это они виноваты, а мы маленькие люди, что мы можем сделать? Для Царствия Небесного нет ни больших, ни маленьких – мы все равны, и все несем равную ответственность перед Богом, за то, что творится с нами и за то, что творится вокруг нас. Каким нужно сделать мир вокруг нас, нам дал пример преподобный Серафим Саровский, сказавший каждому из нас: "спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи". И это действительно так. Значит мы должны быть внутренне добрыми, незлобивыми, не завистливыми, не гордыми, поспешными на всякое доброе дело и готовыми бескорыстно помочь любому человеку, который нуждается, а не потому, что это может быть нам выгодно. Чувствовать Бога реальным в своем сердце и предстоять день и ночь перед Ним. И это даст нам возможность совершать наименьшее количество грехов или совсем прекратить их делать. И это позволит нам быть святыми людьми уже здесь на земле. Именно об этом говорит преподобный Серафим Саровский. Мы будем спасаться сами, и на примере нашего спасения будут спасаться тысячи людей. Это будет происходить, как цепная реакция. Но мы, к большому сожалению, не обладаем такой силой воли, не обладаем такой настойчивостью, уверенностью и дерзновением.

Вспомните отца отрока, которого привели к апостолам, когда Христос был на горе Фаворской и преобразился перед учениками Своими, а внизу у подножия горы разыгралась драма. Несчастный отец привел своего одержимого сына, который особенно в новолуние бесновался, и апостолы ничего не могли сделать. И произошла распря – тут же подошли люди, которые противились Христову учению, и укорять апостолов в том, что они бессильны. Христос сошел с горы и люди приступили к нему, Он увидел их волнение, а несчастный отец стал Ему рассказывать о том, что потерял уже всякую веру, привел к ученикам, но и ученики ничего не могли сделать. Как же мне быть – спросил он? И что сказал ему Христос: "Если имеешь, хоть какую-то частичку веры, все возможно верующему". И мы слышим в ответ слова этого отца: "Верую Господи, помоги моему неверию". И Христос исцелил этого несчастного отрока. А потом, когда апостолы спрашивали Христа – почему они не могли исцелить мальчика, ведь до этого Он давал им силу, и они ходили по городам и селениям, и исцеляли всякую болезнь, изгоняли бесов, а здесь ничего не могли сделать, то Христос им сказал: "род сей изгоняется из человека только молитвою и постом", чего недоставало ученикам Христовым.

Так и мы с вами добрые дела, которые призваны делать для нашего спасения, должны усугублять молитвой. Потому что пребывание в молитве к Богу – это единственное, что делает возможным для нас быть сопричастными Ему. Мы молимся и просим, что бы Господь соединился с нами. И истинный пост – это условие для того, чтобы направлять наши помыслы, наши деяния только на добро, уклоняться от зла и духовно преобразить основы человеческого существа и души. И эти условия сделают нашу жизнь счастливой и прекрасной. Потому что самое большое счастье – это когда человек не берет, а отдает другому то, что у него есть – и в духовном, и в материальном плане. Как только он перестает это делать, он становиться человеком, не находящим себе места, человеком, который не знает – что ему еще испытать в этой жизни. Все надоедает и теряется смысл. И человек, будучи часто очень богатым, кончает свою жизнь самоубийством. Это страшное дело и это тоже закон духовной жизни. И я хотел бы, чтобы все мы с вами усвоили эти азы, эти очень важные уроки, для того чтобы войти в жизнь вечную, чтобы прожить эту жизнь со смыслом и счастьем. Приносить пользу всем людям, которые нас окружают и свидетельствовать о том, что Христос, есть Господь нашей жизни, что Христос даровал нам усыновление, что единственная религия, которая допускает называть Бога Отцом – это Христианство.

Я поздравляю всех вас с праздником, желаю вам помощи Божией, долгих лет жизни и доброго здоровья.

Христос Воскресе"!

Владыка митрополит также посетил недавно открытый при храме музей-кабинет имени протоиерея Митрофана Девицкого – последнего настоятеля Воскресенского храма перед его закрытием большевиками. Этот музей на сегодняшний день – единственный в своем роде проект на территории митрополии. И хочется верить, что многие храмы Воронежского края последуют этому примеру для сохранения исторической памяти о жизни Церкви на нашей земле.