Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

Адрес новости: http://www.vob-eparhia.ru/
30 Марта 2014
В неделю третью Великого поста – Крестопоклонную, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, управляющий Борисоглебской епархией, совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери Знамение г. Борисоглебск

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Борисоглебской епархии архимандрит Кирилл (Костиков), благочинные церковных округов и духовенство епархии.

Во время богослужения были совершены две хиротонии: миртополит Сергий рукоположил диакона Николая Домусчи во пресвитера и воспитанника 5 курса ВПДС иподиакона Георгия Дружина – во диакона.

По запричастном стихе Его Высокопреосвященство привел к присяге членов епархиального Церковного суда: председателя – протоиерея Владимира Лепского, протоиерея Андрея Семилетова, протоиерея Илию Безруких и иеромонаха Софрония (Самойлова), избранных во время последнего заседания епархиального совета.

По отпусте литургии владыка митрополит обратился к пастве со словами проповеди и назидания:

"Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры с нынешним воскресным днем и с днями святой Четыредесятницы!

Церковь Божия в середине поста в качестве поддержки предлагает нам в течение четвертой седмицы поклонение Кресту Господню. Чтобы мы, взирая на крест Христов и укрепившись против наших немощей, исполнились бы духовных сил, чтобы с нами была благодать Божия. Крест торжественно износят на середину храма и каждый день в начале, во время и после богослужений мы совершаем Ему поклонение. И мы делаем это не по привычке, не только потому, что так положено. Нам необходимо помнить, что Церковь Христова предложила это поклонение для нашего духовного утешения и назидания. Чтобы мы, взирая на Крестный подвиг Христа Спасителя, не ослабевали в посте, но старались бы извлечь как можно больше полезного для души в течение постного времени, чтобы подготовить себя к встрече Воскресения Христова, Пасхи Господней.

Мы с вами должны всегда помнить о том, что все люди равны перед Богом. За каждого из нас Господь пролил Свою Кровь, принес искупительную жертву. И для Него нет различия по отношению к людям, чтобы одних Он покрывал, а о других – не заботился. Мы все для Него абсолютно одинаковы. Помните, что случилось с апостолами, с братьями Иоанном и Иаковом, которые хотели возвеличиться, желая восседать по правую и по левую руку от Христа, когда наступит Его царство? Господь сказал, что это зависит не от Него, но если это возможно, то места эти уготованы Богом Отцом за жизненный подвиг человека. И мы с вами должны помнить это – что Христос никого не приближает и никого не отдаляет. И когда эти братья получили такой ответ Спасителя, другие апостолы стали на них роптать. И по-человечески это понятно, потому что мы все так устроены. Вот если бы Христос сказал: "да, сядете у меня один по левую, а один по правую сторону", то все совершили бы земное поклонение им и сказали бы: "о, великие, не забудьте нас!" И это нормально в нашем понимании. Но если другие получили от Христа внушение или вразумление, то остальные сразу же начали их осуждать и укорять. И тогда Христос поставил перед ними ребенка и сказал, что если вы не будите все такими, как эти дети, то не войдете в Царство небесное. (Лк. 9; 46-47) Потому что дети не помнят зла, их обида проходит вместе с лаской матери и сердце их открыто для любви. Они хотят любить, им нравится, когда их любят. И Христос дал нам их в качестве примера, который мы воспринимали бы, как ориентир в своей жизни, как вектор нашего сердца, закрытого для любви. Мы должны работать над собой, чтобы наша любовь стала такой, что мы готовы были бы обнять весь мир, независимо от дел человека, чтобы мы любили его. Тогда Царство небесное было бы близко к нам, Христос был бы с нами, и благодать Святого духа жила бы в нашем святом сердце.

Казалось бы, все просто, все это видно из наших обычных житейских примеров. Но нам необходимо исполнять эти простые истины. А чему мы с вами учим детей с малого возраста? Лукавству? Быть умненьким и хитрым, не рассказывать всего. Быть мудрым и ничего не показывать. То есть мы с детства прививаем им качества, которые не свойственны христианину. И с этим лукавством, которое живет в нашем сердце, мы надеемся на то, что и дети у нас вырастут хорошими и замечательными. А потом удивляемся: ну почему они такие злые? Ведь когда-то они были хорошими. Забываем, что первые плевелы зла мы, родители, посеяли в них сами. И часто нам нравится, как дерзки и остры наши дети на язык. Как они могут поставить на место взрослого человека. Мы рассказываем об этих приступах остроумия в качестве анекдота или шутки, и не видим, что ребенок уже не боится оскорбить взрослого человека. А это страшно. Ему не привито самое главное – то, что он должен уважать людей, которые старше и мудрее его. А он не приучен перенимать у них жизненный опыт, смеется над физическим недостатком, над тем, что человек немощен, имеет какую-то страсть, которой, может быть, и сам стыдится. И никто не одергивает его. Мы радуемся, когда наш ребенок успешно гоняет животных или птиц, когда бросает в них камни. А потом, когда со временем он подает нам камень вместо куска хлеба, мы с вами опять поступаем малодушно, и стараемся все наши деньги скопить, отдать их сыну или дочери, чтобы они были немного терпимее к нам. А те, получив помощь, думают в себе: "значит, у них есть что-то еще, значит, можно еще немного нажать и получить что-нибудь большее". И это страшно.

Все это касается нашей повседневной жизни, но ведь она не отвлеченна, и напрямую связанна с жизнью будущей, с Царством Небесным. И все, что мы здесь делаем, следует за нами в виде опыта. И что мы приносим в иной мир в своем сердце, то мы и получаем в вечности. Наша душа взвешивается на весах любви, милосердия и братолюбия. И если эта чаша оказывается пустой, а на другой лежат зло, нетерпение и зависть, то эта чаша злых дел перевешивает добрые дела, и выясняется, что мы воспитали себя для ада. Воспитали себя для Богопротивления и вели себя на земле так, что будем мучимы за наши тяжкие грехи. Мы с вами должны очень серьезно относиться к нашей земной жизни. Каждый день необходимо воспитывать себя. Не своих ближних, не великовозрастных детей – потому что от этого будут одни распри и не будет никакой пользы, а именно самих себя. И делать это необходимо в любви. Чтобы ваши дети, ваши близкие видели бы эту святость, которая от вас исходит, и не могли бы противиться ей.

Когда я учился в духовной академии, у нас был преподаватель – профессор протоиерей Александр Ветилев – человек святой жизни и прозорливый. Он рассказывал нам такую быль, которая случилась с ним. Его знакомая – уже немощная старушка, пришла однажды к своим друзьям. И войдя во двор, не заметила предупреждение "осторожно злая собака". И вот, она заходит в открытую калитку, а собака действительно была научена, чтобы того, кто пересечет границу ее ответственности, просто растерзать. И когда друзья вышли на крыльцо встречать эту женщину, собака, которая была в стороне, почувствовала чужого человека. Буквально в два маха она оказалась рядом с этой бабушкой и уже находилась в крайнем озлоблении и агрессии, так, что уже никто ничем не мог бы ее остановить. Все с ужасом закрыли лица, потому что представили, что сейчас будет с этой старушкой. Она же обернулась лицом к собаке, которая в своем полете замерла, а затем упала к ее ногам и стала лизать ей обувь. "Почему?" – спрашивал отец Александр, и отвечал нам: "потому, что эта бабушка была святой жизни, с ней была благодать Святого Духа. И животное почувствовало эту любовь, почувствовало, что не может причинить зла святости". Так вот и мы, если будем с вами хоть немного святыми людьми, первыми, кто почувствуют это – будут наши родные и близкие люди. Если мы были с ними во вражде – они ответят нам на любовь любовью. А если будем совершенствоваться во зле, то и будем пожинать зло.

Я хотел бы, чтобы мы использовали оставшуюся половину поста для того, чтобы научиться у тех людей, примеры которых Церковь многократно предлагает нам в богослужебной поэзии, в стихирах, которые мы поем и читаем каждый день. Это опыт человечества в борьбе со грехом, опыт стяжания Святого Духа и преображения своей внутренней жизни. Нужно относиться к этому не просто как к прославлению людей, живших 50, 500 или 2000 лет назад и достигших святости. Они уже получил за свою жизнь благословение Божие, и живут в ином мире во славе Божией. Они не нуждается в этом прославлении. Все эти хвалебные гимны написаны для нас с вами. Чтобы обратить наше внимание на подвиг этих людей, живших несколько сотен лет назад. Чтобы мы восприняли хотя бы одного из этих многих святых. Того, кто нам ближе по духу. Кто отзывается на нашу молитву. Чтобы последовать его жизненному примеру, и искоренить из своей жизни все тернии, которые мешают нам сосредоточится.

Я желаю вам обильных, благодатных даров Святого Духа, доброго здоровья, помощи Божией и радости о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь".