Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

3 Марта 2014
В Прощеное воскресенье вечернее богослужение и чин прощения в Благовещенском кафедральном соборе совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий

По традиции, на архиерейское богослужение в этот вечер собрались настоятели и клирики городских и пригородных храмов, игумении женских монастырей и множество воронежцев, прихожан собора, а также других храмов.

Впервые в этом году своды храма огласили одухотворенные великопостные напевы, а священнослужители облачились в черные постовые ризы. И вновь все молящиеся в единодушном порыве преклоняя колени тела и души, услышали глубочайшую по своему внутреннему содержанию молитву преподобного Ефрема Сирина:

"Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

После отпуста вечерни митрополит Сергий, облачившись в архиерейскую мантию, обратился к пастве со словами напутствия на предстоящий Великий пост:

"Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы с вами собрались в этот воскресный вечер для того, чтобы "исполнить всякую правду", которая предписывается нам Уставом – то есть жизнью православной Церкви. Он побуждает нас попросить прощения друг у друга в связи с тем, что мы вступаем на поприще Великого поста, который предваряет праздник святой Пасхи, Воскресения Христова. Конечно, мы с вами уже должны почувствовать сладость этих спасительных дней, потому что несколько недель Церковь Божия уже готовила нас через свои песнопения, через Евангельские чтения, к тому подвигу поста, который предлежит всем нам. А последняя неделя – масленичная, уже физически готовит нас к воздержанию, потому что мы не вкушаем мясо и должны ограничивать себя в животной пище, постепенно приучая наш организм, к тому, чтобы начать великий пост с воздержания в пище и питие. Мы с вами должны прекрасно понимать, насколько важен пост духовный. Что воздержание от пищи не является самоцелью, что это только лишь необходимая помощь нам с вами для того, чтобы очистить наши помыслы. Потому что постом физическим освобождается духовная энергия. И очень важно к посту присовокуплять молитву и добрые дела, чтобы в нашем сердце жительствовала любовь. С тем чтобы пост наш не был ложным, но чтобы все то духовное, что мы стяжали его посредством, направлялось бы на развитие духовной жизни, духовных сил каждого человека. Мы с вами часто страшимся Великого поста и он нам кажется очень большим и очень грустным. Мы часто приходим к священнослужителю и просим ослабления в посте. Я хотел бы, чтобы мы с вами оценили этот подвиг по-другому. Чтобы воспринять его как средство к пробуждению нашей совести, нашего самосознания. И, возможно, Господь благословит нам переосмыслить нашу жизнь.

Часто бывает, что мы ходим в храм Божий, именуемся христианами, но не чувствуем, что мы грешны перед Богом. Мы бываем неудобными в нашей повседневной жизни. Особенно страдают от нас наши близкие и родственники. Потому что нам кажется, что мы исполняем правду Божию. Если это так, то мы должны исполнять ее со всяким смирением, братолюбием, чтобы любить другого человека. И не жить так, чтобы в нашем сердце была ненависть. Исповедь каждого человека часто превращается в жалобу на близких. Мы доказываем священнику, что если бы не было наших родственников, друзей, то мы давно были бы уже святыми людьми, а вот они как раз и мешают нам спастись. Это абсолютно ложное представление о жизни. Мы должны благодарить Бога, за то, что Он дает нам испытания в этой жизни. Мы должны оценивать все с тем, чтобы сделать что-нибудь доброе, хорошее, сделать правильные выводы из любой ситуации, посмотреть на человека со стороны как на носителя любви, истинны и благословения Господнего. А себя почувствовать совершенно в другом качестве, в качестве нуждающегося в помощи этого ближнего человека. Нужно всегда ставить своего ближнего в духовном отношении гораздо выше себя. Это закон духовной жизни. Это закон нашего общежития.

Посмотрите, что происходит вокруг нас, какие испытания мы с вами переживаем. Мы видим, что ложь вошла во все властные кабинеты, мы видим, что гордость занимает все сознание человека. Мы видим, что добродетель изгоняется из сердца и души человеческой. И туда приходят пороки. Мы знаем, что горе тому человеку, через которого приходит соблазн – лучше бы этот человек не родился, говорит Господь, или лучше, чтобы ему повесили камень от жернова и бросили утопать. И если раньше, грешник поддерживал грешника и наставлял его на греховный путь, один на один, стесняясь объявить это, то сейчас не один человек занимается растлением души другого, а десятки, сотни и тысячи людей. Эти соблазны мы пускаем в свое сознание через средства массовой информации, участвуя заочно, но принимая сердечно различные телевизионные передачи, ток-шоу, и многие другие современные развлечения. Тщетно надеясь на то, что мы устоим истине, что мы не подвергнемся соблазну, что мы будем выше этого. Но получается всегда так, что соблазн нас побеждает, и мы падаем потому, что незащищены духовно. И Великий пост, в частности, дает нам силы, дает нам этот иммунитет, защиту от греховного натиска сил зла на человеческую душу. Мы должны с вами осознавать и разбираться – что на благо человеку, что на погибель. И отгонять от себя все соблазны, которые могут унести нас "на страну далече", далеко от Бога, далеко от Церкви.

Мы с вами являемся очевидцами событий, которые невозможно назвать как-нибудь, по-другому, кроме как соблазном. И в эти дни Великого поста от нас потребуются особые духовные усилия. Не только воздержание от пищи, но и молитвенное предстояние. Потому что мы с вами свидетели тому, что мир, созданный на отсутствии вражды, переживает искушения. И наши кровные братья на родной Украине испытывают сейчас то давление, испытывают те волнения, которые беспокоят Россию. Потому что если из происходящего не будет сделан не правильный вывод, это скажется на целостности нашей страны, на единстве, на нашей государственности. И мы с вами должны это понимать, и молится, чтобы Господь призрел на наши прошения. Чтобы умирил все эти шатания, чтобы люди, стоящие на стороне зла, ушли из политики и не были бы лидерами. И чтобы на их место пришли люди добрые, заботящиеся о народе Божием и о Церкви Христовой. Которые не стали бы притеснять человека, за то, что он находится с нами в молитвенном общении. За то, что родной язык для него – Русский. За то, что он носитель идей, которые новые лидеры отвергают категорически. И будем молиться, чтобы те испытания, которые пришли на Украинскую землю, никогда не коснулись бы земли Российской. Что бы нам с вами не пришлось бы выбирать – что мы должны делать. Чтобы нам не пришлось испытывать наших священнослужителей, иерархов вопросами о том, как жизть в условиях абсолютного беззакония, развращенности и вседозволенности.

Мы с вами должны ценить то время, которое мы с вами имеем. И дай Бог, чтобы по нашим молитвам, ради нашего телесного и сердечного воздержания, Господь дал бы нам Свое Благословение, послал бы Дары Святого Духа, чтобы благодать Божия немощная врачевала, и оскудевающая восполняла.

По доброй традиции наших предков и православной церкви я смиренно прошу у всех вас, дорогие отцы, братья и сестры прощения. За то, что или словом, или делом, или исполняя свой архиерейский долг, я кого-то вольно или невольно привел в состояние смятения, или искушения, или вызвал какое-то чувство недовольства и негодования. Простите меня Христа ради!"

Затем Его Высокопреосвященство прочитал молитву перед началом Святой Четыредесятницы и благословил всех, кто пришел в этот святой вечер под своды кафедрального собора, чтобы исполнить заповедь Христову: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Матф.5:23-24)



СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Обращение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия к пастве в дни Великого Поста