Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

2 Мая 2019
В Великую Субботу митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе.

27 апреля, в Великую Субботу, Глава Воронежской митрополии совершил вечерню с чтением паремий и Божественную литургию святителя Василия Великого. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

Литургия по чину святителя Василия Великого в этот день совершается в соединении с вечерней. По малом входе были прочитаны паремии из Ветхого завета, содержащие пророчества и прообразы Воскресения Христова, с торжественным пением библейских стихов. Вместо Трисвятого в этот день поется "Елицы во Христа крестистеся" и читается зачало апостольского послания о спасительном значении для человека Таинства Крещения. Эти пение и чтение служат указанием на обычай древней Церкви – в Великую субботу совершалось крещение оглашенных.

По чтении Апостола, вместо "Аллилуиа" священнослужителями, переоблачившимися в белые ризы, был воспет стих псалма, содержащий пророчество о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех" (Пс. 81:8). Во время повторяющегося пения этого песнопения митрополит Сергий и все священнослужители в алтаре переоблачились в светлые одежды. Также совершилось переоблачение “в светлейший чин” и священных одежд Престола и жертвенника.

Затем протодиаконом было прочитано Евангельское повествование об отвалении ангелом камня от дверей гроба Господня и прочих событиях, произошедших при Воскресении Христа (Мф. 28: 1-19, см. ссылку внизу страницы).

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также о преодолении междоусобной брани в земле Украинской. Затем митрополит Сергий вознес молитву о мире на Святой Земле, а затем о мире на Украине.

Перед причащением мирян с проповедью о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа к молящимся обратился клирик кафедрального собора протоиерей Алексий Ивашкевич.

Святых Христовых Таин за Литургией приобщились более 200 человек.

После отпуста Литургии было совершено освящение хлебов и вина. Это является напоминанием о древнем благочестивом обычае христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний святых апостолов. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, а также предстоящего бдения, Церковь подкрепляла силы верующих благословенными хлебом и вином.

По окончании богослужения началось совершение освящения куличей, пасхальных яиц и творожных пасох.

О ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ:

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень.

При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, - в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Об этом размышляет святитель Феофан Затворник: "Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех" ("Мысли на каждый день года").

Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день - пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их.

Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, - твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя".

Молитвословия Великой субботы:

Тропари: "Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв положи."

(Перевод: "Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе").

"Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе."

(Перевод: "Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!").

"Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд."

(Перевод: "Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению").

Кондак: "Бездну Заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается яко смертный Безсмертный, жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен".

(Перевод: "Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: "Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть").

Образ поверженного ада изображается на иконах Воскресения Христова. Таким образом, Великая Суббота - связующее звено между скорбными событиями Страстной Седмицы и зарей Праздника праздников и Торжества из торжеств, Пасхи Господней.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Евангельское чтение Великой Субботы