Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

Правящий Архиерей совершил Великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Алексиево-Акатовом монастыре

14 Марта 2019
Богослужение совершалось в нижнем, Владимирском храме Алексиевского собора.

В среду первой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Алексиево-Акатовом женском монастыре г. Воронежа.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастырского Алексиевского собора. За богослужением молились настоятельница Алексиево-Акатова монастыря игумения Варвара (Сажнева) с сестрами, прихожане и паломники святой обители.

По завершении богослужения митрополит Сергий поздравил всех молящихся с началом святой Четыредесятницы. "Желаю вам, чтобы во время чтения Великого канона преподобного Андрея Критского вы усвоили его духовные уроки и наставления не только умом но и сердцем, - подчеркнул Архипастырь. - Господь да поможет всем нам с душевной пользой пройти эти святые дни Четыредесятницы и встретить Пасху Христову. Да хранит вас Господь!"

Покаянный канон прп. Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы - рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную - и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давним событиям Священной истории святой придает личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека. В тропарях канона персонажи Священной Истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в Евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Библейские события описываются преподобным Андреем, как подобия людских грехопадений и восстаний, повторяющихся во все времена бытия человечества. В греховных соблазнах людей страстные помыслы выполняют роль Евы - искусительницы Адама. Претворяясь в дела, помыслы страстей порождают затем любострастную человеческую жизнь - "оживляют плоть".

Всякий смертный грех повторяет в духовном смысле человекоубийства Каиново и Ламехово. Он убивает совесть и дух человека, разобщая их с благодатью Святого Духа. Поэтому грешник не может приносить Богу приятных жертв непорочной жизни по примеру Авеля, Сифа, Еноса, Еноха и Ноя. Взамен смоковных листьев и кож, некогда прикрывавших прародительскую наготу, грешник покрывает свое душевное безобразие чувством стыда пред Богом.

В потоках душевных страстей утопают массы людей, наподобие нечестивцев, погибших в водах, всемирного потопа, и египтян, утонувших в Чермном море при Моисее.

Из страстных похотей каждая грешная душа готова построить новую Вавилонскую башню. Но Создатель останавливает ее замыслы и ухищрения.

Страсти сожигают души людей, как геенский огонь жителей древнего Содома, делают их неподвижными на добро, наподобие соляного столпа, в который некогда превратилась жена Лота. Негодная жизнь порочных лиц, упоминаемых в истории Ветхого Завета, наглядно представляет душе картину ее собственного нравственного разложения. Нам необходимо стремительно бежать от греха по подобию Авраама, покинувшего Харран, и спасаться на "горе добродетелей, как Лот в Сигоре".

Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека. Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, это первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству - тому спасительному состоянию "духовной нищеты", о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни - не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте свое нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.

Святые отцы называли покаяние "духовной баней", ибо в нем человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своем прежнем Богом дарованном сияющем облике.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Текст Великого канона, читаемый в среду первой седмицы Великого поста (с параллельным русским переводом)