Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

10 Апреля 2017
На малом входе Глава Воронежской митрополии удостоил ряд клириков Воронежской епархии вручения Патриарших богослужебных наград.

В совершении Литургии Преждеосвященных Даров Высокопреосвященнейшему Владыке Сергию сослужили клирики Воронежской епархии, приглашенные для вручения богослужебных наград и клирики кафедрального собора.

На малом входе Правящий Архиерей вручил Патриаршие богослужебные награды, которых по представлению митрополита Сергия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил священнослужителей за усердное служение Русской Православной Церкви.

Права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по "Отче Наш" удостоены протоиерей Василий Романов, настоятель Никольского храма р.п. Рамонь и протоиерей Николай Стенечкин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" с. Ямное Воронежской области.

Права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни удостоен протоиерей Николай Пашкевич, клирик храма во имя св. блаженной Ксении Петербургской г. Воронежа.

Права ношения креста с украшениями удостоен протоиерей Геннадий Ковалев, настоятель храма во имя святых апостолов Петра и Павла г. Воронежа.

Права ношения палицы удостоены:

- протоиерей Михаил Андреев, настоятель храма Христа Спасителя г. Нововоронежа;

- протоиерей Николай Бабич, настоятель храма во имя свт. Антония (Смирницкого) г. Воронежа;

- протоиерей Игорь Болгов, клирик Никольского храма р.п. Рамонь;

- протоиерей Андрей Гладких, настоятель Рождество-Богородицкого храма с. Бабяково Новоусманского района;

- протоиерей Виктор Праздничный, настоятель Вознесенского храма г. Воронежа;

- протоиерей Артемий Саенко, настоятель храма во имя св. мученицы Параскевы Пятницы с. Боево Каширского района.

Возведения в сан протоиерея удостоены:

- иерей Виталий Котаев, настоятель Христо-Рождественского храма г. Воронежа;

- иерей Евгений Кулешов, настоятель Казанского храма с. Углянец Верхнехавского района;

- иерей Сергий Подплетнев, настоятель Вознесенского храма с. Нижнедевицк;

- иерей Александр Романенко, настоятель Троицкого храма с. Борщево Хохольского района;

- иерей Андрей Согдеев, настоятель храма Новомучеников с. Верхняя Хава;

- иерей Андрей Стенечкин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" совхоза Масловский.

Права ношения камилавки удостоен протодиакон Павел Фильчак, клирик храма Всех святых, в земле Русской просиявших г. Воронежа.

По запричастном стихе с проповедью о значении нынешнего дня в годичном богослужебном круге к молящимся обратился настоятель храма во имя свт. Антония (Смирницкого) г. Воронежа протоиерей Николай Бабич.

Некоторые особенности богослужения понедельника Страстной седмицы:

Молитвословия первых трех дней Страстной седмицы носят общий покаянный характер, но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть вначале учеником - Иудой, а после и всем народом. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов, - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

На утрени, после "Аллилуиа", поется (трижды) особым напевом трогательный и умилительный тропарь:"Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас". Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм читается особое для каждого дня Евангелие (в понедельник – от Иоанна; во вторник - от Матфея; в среду - от Иоанна).

По окончании трипеснца поется проникновенный, умилительный светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя" (трижды). В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство и сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

В конце служб бывает особый отпуст: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых..."..

На литургии Преждеосвященных Даров, после пения "Да исправится молитва моя..." и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами, читается евангельское зачало, соответствующее воспоминанию каждого дня.

Рассуждая о духовном смысле нынешнего дня в церковном году, святитель Феофан затворник говорит:

"Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему? Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум то никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслью вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим через чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания".

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.