Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

28 Сентября 2016
Праздничное богослужение митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил в Благовещенском кафедральном соборе Воронежской епархии.

Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

На аналое в центре храма во время богослужения возлежал украшенный живыми цветами Крест, изнесенный из алтаря накануне праздника за всенощным бдением. (См. ссылку внизу страницы).

О Кресте Господнем читалось зачало из послания апостола Павла, ликовавшего о силе и славе Креста: "...не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира" (Гал., 6; 12) и еще: "Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (1 Кор., 1; 18). Евангельское чтение за Литургией повествовало о страданиях Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, который через то освятился и сделался, по слову церковного песнопения, "оружием мира, непобедимой победой" (кондак праздника).

После сугубой ектении Владыка Сергий возгласил молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине.

После отпуста Литургии было совершено уставное поклонение Кресту. Резной Крест, в который вложена частица Древа Животворящего Креста Господня и камень горы Голгофы, будет находиться на средине храма до отдания праздника Воздвижения Креста Господня.

Тропарь Воздвижения Креста, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы православным христианом на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Воздвижения Креста, глас 4:

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

О ПРАЗДНИКЕ:

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши".

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский", сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, она тотчас исцелилась. Случилось, что в это время несли к месту погребения тело усопшего. Поочередно стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест (отсюда название праздника - Воздвижение), чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Кирие, элеисон" (греч.- "Господи, помилуй"), поклонялся Честному Древу. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.

Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма - она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 14 сентября (27 сентября нов. ст.), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня соединилось другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось также 14 сентября (27 сентября нов. ст.).

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. По преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения и принадлежит грекам.



СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Архиерейское богослужение накануне праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня