Новости Вологодской митрополии
У православных христиан 14 апреля наступает Страстная седмица, до Пасхи осталось шесть дней. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Христа, Его смерть крестная и Воскресение. Каждому из дней седмицы Церковь усвоила название Великого – в знак особого значения этих дней для жизни каждого христианина и всей Церкви в целом.
Вот что писал о Страстной седмице известный проповедник начала двадцатого века протоиерей Валентин Амфитеатров: «Лучшего времени для христианина на земле быть не может, как грядущие теперь, день за днем, две недели — Страстная и Светлая. Эти две недели на земле есть исключение из общего правила суетливой жизни. В эти недели поистине и воочию Иисус Христос является душе. Господа ради оберегитесь, чтобы суета не взяла вас от храма и чтобы эта седмица страстей Христовых не была, подобно прочим седмицам, нескончаемой неделей наших собственных погибельных страстей».
На Страстной Церковь прощается с Литургией Преждеосвященных Даров до следующего Великого поста: это особенное богослужение совершается с понедельника по среду.
В Великий Понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной. По церковному правилу возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Всё это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией.
В Великий Вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины старались схватить Его и убить, но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия. В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя и этим приготовившая Христа к погребению.
В Великую Среду на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз за богослужением произносится молитва преподобного Ефрема Сирина. Теперь она прозвучит в храме только на будущий год. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться, чтобы причаститься в день установления Таинства Причащения.
В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство Святого Причащения (Евхаристии). В четверг вечером, на утрени Великого Пятка, читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Молящиеся в храме слушают Евангелия с зажжёнными свечами.Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Пропускать службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.
День Великого Пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и земной смерти Спасителя. На Царских часах снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы.
Во второй половине дня Плащаницу износят из алтаря и полагают в центре храма.
Великая Суббота — последний день перед Светлым Христовым Воскресением, и богослужения уже содерджат пасхальные мотивы. В ночь на Великую Субботу совершается утреня Великой Субботыс Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.
Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из темных постных в белые праздничные одеяния.
За Литургией в иерусалимском храме Гроба Господня в Великую Субботу совершается чудо схождения благодатного огня.
После Литургии начинается освящение пасхальных яств.
Пресс-служба Вологодской епархии – с использованием материалов портала «Православие и мир»