Новости Вологодской митрополии

20 Сентября 2013

Уже третий год подряд в день памяти священномученика Павла Малиновского, 12 сентября, в храме Святой Троицы села Шелоты совершается Божественная литургия.

Отец Павел родом родился 15 октября 1874 года в семье диакона Шелотской Троицкой церкви и до 14 лет жил в этой деревне, молился в Троицком храм и причащался в нём. Здесь хранят память о своем земляке, пострадавшем за веру Христову и причисленном к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В нынешнем году Божественную литургию совершили настоятель Успенского храма в Верховажье иерей Александр Мухорин и клирик Успенского храма, по совместительству — настоятель Троицкого храма в Шелоте иерей Димитрий Ефимовский. На богослужение нынче пришло больше народа, чем в прошлые годы, многие причащались. Шелотяне много потрудились перед долгожданным праздником: одни прибрали храм и украсили его к службе, другие приготовили трапезу, работники детского сада украсили икону свщмч. Павла.

После Литургии с молебным пением все молящиеся во главе с духовенством прошли крестным ходом до находящегося неподалеку Троицкого источника. Впереди с образом священномученника шла глава Шелотского сельского поселения Светлана Валентиновна Корниенко — помощник настоятеля. Светлана Валентиновна любит свое село и радеет за то, чтобы здешний храм восстанавливался. На источнике был совершен молебен, люди набрали освященной воды, омывались ею. Закончился праздник торжественной трапезой.

Иерей Димитрий Ефимовский

Священномученик Павел Малиновский

Священномученик Павел Васильевич Малиновский родился в деревне Макаровской Вельского уезда (ныне Верховажский район) Вологодской губернии 15 октября 1874 года в семье диакона Шелотской Троицкой церкви

Когда Павлу еще не исполнилось и года, отец его умер, и мать, Александра Николаевна, воспитывала троих сыновей одна. Двое старших, Палладий и Александр, закончили Тотемское духовное училище, за казенный счет. Младший, Павел, в возрасте 14 лет поступил в Вологодскую духовную семинарию и в 1894 году закончил ее и был назначен на должность надзирателя в Усть-Сысольском Духовном училище. Спустя четыре года был рукоположен во священники и определен на служение в Усть-Вымскую Благовещенскую церковь. Помимо этого с 1898 года он был заведущим и законоучителем Усть-Вымской мужской двухклассной Церковноприходской школы.

Состоял в должности депутата Яренского уезда по хозяйственным делам с 1902 г. по 1905 г. 1905—1917 годах был благочинным II благочинного округа Яренского уезда. Занимал должность законоучителя Вогваздинского земского училища (1906—1910). Был заведующим Усть-Вымской женской церковно приходской школы (1909—1914). За усердную и полезную службу получал разные духовные награды.

После революции жил в селе Усть-Выми (Коми АССР). Батюшка Павел был высок и статен, имел красивый и бархатный голос, в быту был добрым, порядочным В семье Малиновских (его жена Афанасия была дочерью священника) подрастали 13 детей, для которых отец был примером во всем. Сдержанный, спокойный, в меру строгий, он учил своих детей быть честными, добрыми, справедливыми. После смерти жены все заботы о большом семействе легли на его плечи. Сильный духом, он не опустил руки, воспитал всех своих детей порядочными людьми. Прихожане шли к нему со своими бедами и горестями, и для каждого отец Павел находил слова утешения и поддержки, хотя сам и его семья все эти годы терпели нужду и лишения человеком, всего себя отдавал служению Богу и людям.

Когда Благовещеннскую церковь, при которой он был настоятелем, закрыли в 1933 году, он служил при Ибской Казанской церкви, до июня 1935 года. Потом просто «крестьянствовал». Но отец Павел был верен Церкви и Богу: он тайно отпевал умерших, крестил младенцев, совершал другие таинства, вселял в души и умы прихожан веру в добро и любовь к Иисусу Христу.

Отец Павел открыто говорил о том, что разрушение и уничтожение православной веры губительно для России, ведь православие многие века формировало души людей, воспитывало лучшие нравственные качества, объединяло и сплачивало русских людей в самые трудные исторические моменты. Он не лестно отзывался о колхозных активистах, недавних деревенских лодырях и бездельниках, о коллективизации, ведущей к разрушению вековых крестьянских традиций, укрывал «кулаков», у которых советская власть отобрала все нажитое тяжелым трудом.

В 1921 году привлекался советской властью к ответственности за то, что не сдавал церковные ценности. В 1931—1932 гг. состоял на учете КОО ОГПУ как «антисоветский элемент» («сгруппировал вокруг себя монашество, через которых ведет антисоветскую деятельность»). В 1936 году привлекался к ответственности по ст. 192 УК РСФСР, но был оправдан по суду. Арестован 6 августа 1937 года, одновременно с иереем Николаем Кирилловым. Содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Обвинялся в том, что призывал ходатайствовать об открытии храма («контрреволюционная деятельность»), собирал подписи под соответствующей бумагой. «Говорил о приближении войны».

Осужден 23 августа 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58—10 УК РСФСР к высшей мере наказания — к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 25 августа 1937 года в Сыктывкаре.

Священный Синод Определением от 26—27 декабря 2001 года причислил иерея Павла (Малиновского) к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.