Новости Вологодской митрополии

7 Августа 2017

В Воскресенский кафедральный собор Вологды по благословению митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия 6 августа 2017 года в 9:30 к началу Литургии будет доставлен ковчег с мощами святителя Спиридона Тримифунтского.

Прибывшую святыню встретит духовенство Вологодской епархии во главе с митрополитом Вологодским и Кирилловским Игнатием.

Владыка Игнатий совершит перед ковчегом с мощами широко почитаемого святого Божественную литургию.

Мощи Спиридона Тримифунтского в Воскресенском кафедральном соборе г.Вологды будут доступны для поклонения верующими ежедневно с 8:00 до 19:00.

Каждый день в 12:00 по окончании Божественной литургии у мощей будет совершаться молебен с чтением акафиста святителю Спиридону Тримифунтскому.

В Воскресенском кафедральном соборе святыня пробудет до 17 сентября 2017 года.

Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа.
По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу. В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со Святителем Николаем, архиепископом Мирликийским.

***

IAS 7467 2Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр.

О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов.

После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306–337), он был избран епископом города Тримифунта.

В сане епископа святой Спиридон не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.

В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе. Здесь святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ересь Ария. В результате беседы со святым противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а кирпич один,– сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».

Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди – тёплой, сухой погодой, исцелялись больные, изгонялись демоы.

Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Свя­той Си­ме­он Ме­та­фраст, опи­са­тель его жи­тия, упо­доб­лял свя­то­го Спи­ри­до­на пат­ри­ар­ху Ав­ра­аму в доб­ро­де­те­ли го­сте­при­им­ства.
«На­доб­но знать и то, как он при­ни­мал стран­ни­ков», – пи­сал близ­кий к мо­на­ше­ским кру­гам Со­зо­мен, при­во­дя в сво­ей «Цер­ков­ной ис­то­рии» уди­ви­тель­ный пример из жиз­ни свя­ти­те­ля.
Од­на­жды по на­ступ­ле­нии Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в его дом по­сту­чал­ся стран­ник. Ви­дя, что пут­ник очень утом­лен, свя­той Спи­ридон ска­зал до­че­ри: «Об­мой-ка но­ги это­му че­ло­ве­ку да пред­ло­жи ему по­есть».
Но вви­ду по­ста не бы­ло сде­ла­но нуж­ных за­па­сов, ибо свя­ти­тель вку­шал пи­щу толь­ко в опре­де­лен­ный день, а в про­чие оста­вал­ся без пи­щи. По­это­му дочь от­ве­ти­ла, что в до­ме нет ни хле­ба, ни му­ки. То­гда свя­той Спи­ри­дон, из­ви­нив­шись пе­ред го­стем, при­ка­зал до­че­ри под­жа­рить быв­шее в за­па­се со­ле­ное сви­ное мя­со и, уса­див за стол стран­ни­ка, при­нял­ся за трапе­зу, убеж­дая то­го че­ло­ве­ка под­ра­жать се­бе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, святитель не стал возражать, заметив: «Слово Божие изрекло: для чистых все чисто».

Из­ве­стен так­же рас­сказ Со­кра­та Схо­ла­сти­ка о том, как во­ры решили по­хи­тить овец свя­то­го Спи­ри­до­на: глу­бо­кой но­чью за­бра­лись они в ов­чар­ню, но сразу ока­за­лись свя­зан­ны­ми неви­ди­мой си­лой. Когда настало утро, свя­той при­шел к ста­ду и, уви­дев свя­зан­ных раз­бой­ни­ков, помо­лив­шись, развя­зал их, а затем дол­го уго­ва­ри­вал оста­вить без­за­кон­ный путь и добывать про­пита­ние чест­ным тру­дом. По­том, по­да­рив им по ов­це и отпуская их, лас­ко­во ска­зал: «Пусть же не на­прас­но вы бодр­ство­ва­ли».

Особенно известен среди верующих следующий эпизод из жития святого.
Один зем­ле­де­лец при­шел к бо­га­чу во время го­ло­да с прось­бою дать ему взай­мы хле­ба и обе­щал­ся с лих­вою воз­вра­тить дан­ное ему, ко­гда настанет жат­ва.
Но богач не хо­тел да­же и слу­шать его. «Без де­нег, – сказал он, – ты не по­лу­чишь от ме­ня ни од­но­го зер­на».
То­гда бед­ный земледе­лец за­пла­кал и от­пра­вил­ся к свя­ти­те­лю Спи­ри­до­ну, которому и рас­ска­зал о сво­ей бе­де.
Свя­ти­тель уте­шил его и от­пу­стил домой, а на утро сам при­шел к нему и при­нес це­лую гру­ду зо­ло­та (от­ку­да взял он золо­то, – об этом речь по­сле).
Он от­дал это зо­ло­то зем­ле­дель­цу и сказал: «От­не­си, брат, это зо­ло­то то­му тор­гов­цу хле­бом и от­дай его в залог, а тор­го­вец пусть даст те­бе столь­ко хле­ба взай­мы, сколь­ко те­бе сей­час нуж­но для про­пи­та­ния; ко­гда же на­станет уро­жай и у те­бя бу­дет из­ли­шек хле­ба, ты вы­ку­пи этот за­лог и при­не­си его опять ко мне».
Бед­ный зем­ле­де­лец взял из рук свя­ти­тель­ских зо­ло­то и по­спеш­но пошел к бо­га­то­му. Ко­ры­сто­лю­би­вый бо­гач об­ра­до­вал­ся зо­ло­ту и тотчас же от­пу­стил бед­но­му хле­ба, сколь­ко ему бы­ло нуж­но.
По­том голод ми­но­вал, был хо­ро­ший уро­жай. По­сле жат­вы зем­ле­де­лец тот от­дал с лих­вою бо­гачу взя­тый хлеб и, взяв от него на­зад за­лог, от­нес его с благодар­ностью к свя­то­му Спи­ри­до­ну.
Свя­той взял зо­ло­то и на­пра­вился к сво­е­му са­ду, за­хватив с со­бою и зем­ле­дель­ца.

«Пой­дем, – ска­зал он, – со мною, брат, и вме­сте от­да­дим это То­му, Кто так щед­ро дал нам взай­мы».

Во­шед­ши в сад, он по­ло­жил зо­ло­то у огра­ды, воз­вел очи к небу и воскликнул: «Гос­по­ди мой, Иису­се Хри­сте, Сво­ею во­лею всё со­зи­да­ю­щий и претво­ря­ю­щий! Ты, неко­гда Мо­и­се­ев жезл на гла­зах у ца­ря Еги­пет­ско­го пре­вратил в змия, – по­ве­ли и это­му зо­ло­ту, ра­нее пре­вра­щен­но­му Тобою из жи­вот­но­го, опять при­нять пер­во­на­чаль­ный вид свой: то­гда и сей чело­век узна­ет, ка­кое по­пе­че­ние име­ешь Ты о нас и са­мым де­лом на­учит­ся тому, что ска­за­но в Св. Пи­са­нии, – что «Гос­подь тво­рит всё, что хочет»!

Ко­гда он так мо­лил­ся, ку­сок золота вдруг за­ше­ве­лил­ся и обратился в змею, ко­то­рая ста­ла из­ви­вать­ся и пол­зать. Та­ким об­ра­зом, сна­ча­ла змея, по мо­лит­ве свя­то­го, об­ра­тилась в зо­ло­то, а по­том так­же чу­дес­но из золота опять ста­ла змё­й.
При виде се­го чу­да зем­ле­де­лец за­тре­пе­тал от страха, пал на зем­лю и на­зы­вал се­бя недо­стой­ным ока­зан­но­го ему чудесного благодеяния.
За­тем змея уполз­ла в свою но­ру, а земледелец, полный благодарности, воз­вра­тил­ся к се­бе домой и изумлял­ся величию чуда, сотворенного Богом по мо­лит­вам святого.

Мощи святителя Спиридона Тримифунтского покоятся на острове Корфу в церкви его имени.