Новости Вологодской митрополии

17 Мая 2016

Список священнослужителей Вологодской и Великоустюжской епархий, представленных к Патриаршим и архиерейским наградам к Пасхе 2016 года.

patr 2Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи 2016 года за усердные труды во славу Святой Церкви удостоены:

Вологодская епархия
Права ношения митры
протоиерей Валерий Бурков
протоиерей Сергий Телицын
Права ношения креста с украшениями
протоиерей Алексей Сорокин
протоиерей Андрей Смирнов
Права ношения палицы
иеромонах Сергий (Акимов)
иеромонах Лаврентий (Середнев)
протоиерей Александр Лебедев
протоиерей Владимир Буйлов
протоиерей Михаил Никифоров
Великоустюжская епархия
Права служения с отвертными Царскими вратами до Херувимской песни
протоиерей Георгий Титов

venzel 2Указами главы Вологодской митрополии митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия к празднику Святой Пасхи 2016 года за усердные труды во славу Церкви Христовой удостоены:

Вологодская епархия
Права ношения наперсного креста
иерей Алексей Булеков
иерей Алексей Калин
иерей Кирилл Кобрин
иерей Алексей Сямичев
иерей Тимофей Левчук
иерей Артемий Бушковский
иерей Андрей Сауткин
иерей Леонид Соколов
иерей Евгений Коротин

иерей Алексей Рубанов

иерей Сергий Бриленков

Права ношения набедренника
иерей Александр Скородумов
иерей Андрей Иванов
иерей Владимир Носков
иерей Кирилл Мелентьев
Права ношения двойного ораря
диакон Константин Волков
Великоустюжская епархия
Право ношения наперсного креста
иерей Федор Фомин
иерей Василий Краев
иерей Димитрий Рыжков
иерей Серафим Розин
иерей Максим Кривошанов
Право ношение камилавки
иерей Димитрий Живаев
иерей Андрей Игнатьев
иерей Михаил Мелентьев
иерей Максим Кривошанов
Право ношения набедренника
иерей Александр Чудинов

Награждение клириков Вологодской и Великоустюжской епархий совершалось во время богослужений главы Вологодской митрополии митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия на приходах.


  • БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ
    РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  • Общие положения о богослужебно-иерархических наградах.
  • Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения.
  • Богослужебно-иерархическими наградами являются:
  • повышение в сане;
  • элементы литургического облачения, несущие духовное значение;
  • богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш...»).
  • В соответствии с градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Награждение священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает: «Аксиос».
  • Награды клириков в форме богослужебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии, при условии, что ни один из клириков не занимает должности в общецерковном или епархиальном руководстве.

  • Богослужебно-иерархические награды епископов.
  • Последовательными наградами для епископата являются:
  • возведение в сан архиепископа;
  • возведение в сан митрополита.
  • Возведение в сан архиепископа и митрополита производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • При возведении в сан архиепископа награждаемому даруется право ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — право ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.
  • Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины.
  • Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть удостоен по решению Патриарха за особые заслуги иерарх Русской Православной Церкви.
  • Патриаршая панагияявляется одной из высших наград Русской Православной Церкви, которой могут быть удостоены Преосвященные архипастыри в исключительных случаях, за особые заслуги перед Церковью. Награждение производится по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград.
  • Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).
  • Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. Награждение производится по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • Богослужебно-иерархические награды пресвитеров.
  • Последовательными наградами для священства являются:
  • право ношения набедренника;
  • право ношения камилавки;
  • право ношения наперсного креста;
  • возведение в сан протоиерея;
  • право ношения палицы;
  • право ношения креста с украшениями;
  • право ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для монашествующих);
  • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни;
  • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...»;
  • право ношения Патриаршего наперсного креста;
  • возведение в сан протопресвитера.
  • Набедренник. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого.
  • Правила ношения: навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.

    Примечание: Здесь и далее указанные межнаградные сроки являются обязательным, но не решающим условием награждения. Основным условием является усердное исполнение клириком возложенных на него священноначалием церковных послушаний.

  • Камилавка. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником.
  • Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Камилавка должна быть фиолетового цвета. После награждения камилавкой награжденный клирик получает право ношения и скуфьи такого же цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и вне храма принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии).

  • Наперсный крест. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником).
  • Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

  • Сан протоиерея. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом. В исключительных случаях награда может быть дана и до окончания этого срока (например, в связи с назначением на начальственную — общецерковную или епархиальную — должность), но не ранее чем через десять лет служения в сане пресвитера.
  • Чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Над лицами, назначенными настоятелями (наместниками) монастырей до вступления в силу настоящего Положения, чин поставления в игумена с вручением посоха следует совершить при ближайшей возможности. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах.
  • Палица. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (через семь лет после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через десять лет служения в сане пресвитера).
  • Правила ношения: навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник — слева.

  • Первенство чести при соборном служении определяется следующим образом: иеромонахи, имеющие право ношения палицы, стоят перед протоиереями, не имеющими этого права; иеромонахи и протоиереи, имеющие право ношения палицы, стоят в порядке, определяемом старшинством хиротонии.
  • Крест с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения палицей (через семь лет для иеромонахов, награжденных палицей).
  • Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

  • Митра(для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет (для монашествующих — через семь лет) после награждения крестом с украшениями.
  • Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом).

  • При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра.
  • Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения митрой.
  • Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...». Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни.
  • По указу Святейшего Патриарха храму или монастырю может быть присвоено право совершения в нем служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».
  • Патриарший наперсный крест. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград.
  • Правила ношения: клирик, удостоенный Святейшим Патриархом права ношения Патриаршего креста, может носить его в качестве второго креста. В повседневной обстановке Патриарший крест носится поверх рясы, а за богослужениями поверх облачения.

  • Клирики, награжденные Патриаршим наперсным крестом, имеют первенство чести перед другими клириками, не имеющими таковой награды.
  • Клирики, награжденные правом ношения Патриаршего креста и призванные в дальнейшем к архиерейскому служению, могут носить его при богослужениях вместо обычного креста с украшениями.
  • Сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха.
  • Богослужебно-иерархические
  • награды диаконов.

  • Последовательными наградами для диаконства являются:
  • право ношения двойного ораря;
  • возведение в сан протодиакона;
  • право ношения камилавки;
  • возведение в сан архидиакона.
  • Двойной орарь. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.
  • Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря; передний конец ораря спускается с левого плеча под правую руку, затем орарем опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо.

  • Cан протодиакона для белого духовенства. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения двойным орарем.
  • Камилавка. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после возведения в сан протодиакона.
  • Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Камилавка должна быть фиолетового цвета. Протодиакон, награжденный правом ношения камилавки, может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи вне храма принадлежит каждому диакону со дня его хиротонии).

  • Сан архидиакона (для монашествующих). Возведения в сан архидиакона могут быть удостоены по должности старшие иеродиаконы в мужских монастырях (но не менее чем через десять лет служения). Награждение производится указом Святейшего Патриарха.
  • Сана Патриаршего архидиакона указом Святейшего Патриарха может быть удостоен протодиакон, возглавляющий диаконов при Патриарших богослужениях. Патриаршийархидиакон имеет первенство чести перед прочими диаконами Русской Православной Церкви.
  • Награды настоятельниц и насельниц женских монастырей.
  • Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в игуменское достоинство с вручением посоха и возложением наперсного креста. В случае оставления ими должности они не имеют права ношения наперсного креста и использования посоха, но за ними оставляется достоинство игумении в память о понесенных трудах.
  • За особые заслуги указом Святейшего Патриарха игумения или монахиня может быть удостоена права ношения наперсного креста и креста с украшениями. Право ношения креста, возложенного в качестве персональной награды, сохраняется пожизненно.
  • В исключительных случаях, по инициативе и указом Святейшего Патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения Патриаршего креста. При этом Патриарший крест носится в качестве второго креста.
  • Правила использования жезла и посоха.
  • Жезл служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими. Архипастырский жезл является внешним отличительным знаком архиерейского сана. Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный плат). Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Патриарший жезл является внешним отличительным знаком патриаршего сана. В пределах Русской Православной Церкви Святейший Патриарх использует за богослужением жезл без сулка и входит с ним в алтарь через царские врата. То же право имеет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви.
  • При посещении Святейшим Патриархом епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха.
  • При проведении общецерковных мероприятий, возглавляемых Святейшим Патриархом или с его участием, жезл за богослужением и посох вне богослужения использует только Святейший Патриарх, а в его отсутствие (или если он не совершает богослужения) — первенствующий (совершающий богослужение) архиерей. Викарные архиереи не используют жезл при служащем епархиальном архиерее и посох в присутствии епархиального архиерея.
  • Если богослужение или мероприятие проводится не в Патриаршей епархии или ставропигиальных обителях, во время соборного служения, в отсутствие Патриарха, жезл используют первенствующий иерарх и епархиальный архиерей, а вне богослужений каждый архиерей может использовать посох.
  • Настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей имеют право использовать деревянный игуменский посох по должности, в пределах своей обители. В случае оставления должности настоятель (наместник) или настоятельница не имеет права использовать игуменский посох.
  • Во время архиерейского богослужения сослужащие настоятели (наместники) не имеют права использовать игуменский посох.
  • В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение Патриарха, а также епархиального архиерея данной обители, настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох при совершении богослужения. В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение иного архиерея, настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения.

    В присутствии архиерея вне богослужения настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей не имеют права использовать посох.

  • Право награждения богослужебно-иерархическими наградами.
  • Решение о награждении для иереев: набедренником, камилавкой и наперсным крестом, а для диаконов: двойным орарем, — находится в компетенции епархиальных архиереев.
  • По всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков, настоятельниц и насельниц женских монастырей через Наградную комиссию на имя Святейшего Патриарха.
  • Сведения о награжденных в течение года набедренником, камилавкой и наперсным крестом указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, подаваемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных межнаградных сроков по этим наградам в отчете указываются причины сокращения.
  • Порядок и сроки подачи ходатайств о представлении духовенства к наградам
  • Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам должны быть направлены через Наградную комиссию на имя Святейшего Патриарха до начала Великого поста. Списки оформляются по указанной форме (таблица 1) и подписываются епархиальным архиереем. На каждого клирика, представляемого к награждению саном протоиерея (для монашествующих — палицей) и митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита), прилагается послужной список с характеристикой за подписью епархиального архиерея (в одном экземпляре). Награждения производятся к празднику Пасхи.
  • Таблица 1

    №№ Сан, Фамилия, имя и отчество Место служения Дата рождения Даты рукоположения в священнический и диаконский саны Образование Все богослужебно-иерархические награды с годами их получения Имеющиеся общецерковные ордена и медали с годами их получения Испрашиваемая награда Основание для представления к награде
  • Об исключительных случаях, позволяющих сократить установленные межнаградные сроки, а также о награждении по должности.
  • Представление к внеочередным наградам подается в канцелярию Наградной комиссии отдельным рапортом с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков. Межнаградные сроки могут быть сокращены после назначения клирика на требующую того должность и достаточного срока беспорочного служения на этой должности. Межнаградные сроки также могут быть сокращены за особые церковные заслуги.
  • В случае рукоположения протодиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей по согласованию со Святейшим Патриархом может возвести его в сан протоиерея при хиротонии, а при рукоположении архидиакона в пресвитерский сан – возложить на него палицу.
  • В определенных случаях, вне зависимости от лет выслуги, права ношения митры и возведения в сан архимандрита с возложением митры могут быть удостоены клирики, призванные к исполнению определенных должностей в общецерковных структурах Русской Православной Церкви (ключари Успенского собора Московского Кремля и Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя, настоятель Богоявленского кафедрального собора, наместники лавр и ставропигиальных монастырей, председатели синодальных отделов, ректоры духовных академий).
  • Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком.
  • О награждении выпускников духовных учебных заведений и лиц, имеющих духовное образование и ученую степень.
  • Выпускники духовных учебных заведений в священном сане, имеющие положительную характеристику от администрации и успешно окончившие полный курс обучения, могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград:
  • священники по окончании семинарии — набедренника;
  • священники по окончании академии — камилавки;
  • священники, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, — наперсного креста (а если они имеют таковой – очередной богослужебно-иерархической награды);
  • диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, — двойного ораря.
  • Правило, описанное в статье 2.10.1, распространяется на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений или после защиты кандидатской диссертации. Это правило также распространяется на священнослужителей, получивших духовное образование или защитивших кандидатскую диссертацию после принятия священного сана.
  • По вступлении в силу трехступенчатой системы духовного образования бакалавры богословия могут быть награждены правом ношения набедренника, магистры богословия — камилавки, кандидаты богословия — наперсного креста (а если они имеют таковой – очередной богослужебно-иерархической награды).
  • Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на степень доктора богословия, удостаиваются Святейшим Патриархом награждения докторским крестом. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих иерейский сан. Докторский крест не может использоваться при или вне богослужений в качестве второго креста.