Новости Волгоградской митрополии

Казанский собор – огненные годы

13 Мая 2020

Сталинградская битва сильно опалила Казанскую церковь своим огненным дыханием. Конечно, он, как и практически все храмы Сталинградской области, оказался закрыт еще в 30-е годы. Его жизнь во время Великой Отечественной войны мы можем восстановить по крупицам во многом благодаря военной кинохронике – фашисты хотели запечатлеть свои победы над городом имени Сталина.

Вот на немецкой фотографии вдалеке видны остатки Казанского собора. Обратите внимание, как сильно пострадал город от разрывов бомб и снарядов, страшных пожаров.

В документах архива Казанского собора говорится, что один из немногих духовных лиц, уцелевших от атеистических гонений, – отец Дмитрий Днепровский «во время нашествия немцев рыл окопы, противотанковые рвы и особые установки для огневых точек на ближних и дальних рубежах…. На разные нужды Красной армии много собрано в храме, кроме вещей множество денежных средств». Многие мирные жители в Сталинграде и во всей стране тогда работали на будущую Победу – строили укрепления, ухаживали за ранеными, стирали и готовили бойцам.

Сначала редкие налеты не приносили особого беспокойства, но с 23 августа 1942 г. мирные кварталы стали сметаться ковровыми бомбардировками. Как вспоминала Валерия Алексеевна Гусева, бывшая тогда ребенком и жившая за Царицей: «Горели дома, горела земля, небо было чёрно-лиловое. И на этом фоне со стороны кондитерской фабрики шли старушки в темном, несли большую икону и пели молитвы. Было очень страшно. Мы с мамой и соседями смотрели на это шествие и плакали».

Но, когда враг ворвался в город, стало еще хуже. Разгорелись ожесточенные уличные бои, о накале которых можно судить по фотографии от 1 сентября 1942 г., на которой возле Казанского храма в окопе лежит наш перевернутый танк Т-34.

сентябрь 1942 г. Т-34 76 в воронке

В одной из частей сборника «Солдатский подвиг милиции» рассказывается об отряде милиции Ворошиловского района г. Сталинграда, сражавшемся в этой части города. Здесь нам удалось найти упоминание о храме: «Командир милицейской роты Кудрявцев поддерживал постоянную связь с командованием 270-го полка 10-й дивизии НКВД, которая сдерживала натиск немецких войск, но ничего утешительного ему не могли сообщить. Бои становились все упорнее, полк истекал кровью. Была дана  команда милицейской роте занять оборону. … Оборону заняли за Казанской церковью на старом кладбище. Рыли окопы и ходы сообщения. Справа и слева занимали оборону подразделения дивизии НКВД». Происходило это 15-16 сентября 1942 г.

Казанский собор немецкое фото

Вот так с перекрестка современных улиц Елецкой и Череповецкой выглядел храм в 1942 г.

В оперативной сводке штаба 62-й армии № 156 от 18 сентября 1942 г. говорится, что 244-я стрелковая дивизия «отошла на рубеж Царица, Церковь».Так, что в этом районе сражались остатки нескольких потрепанных наших частей.

Фашистам удалось оттеснить наши части, и на колокольне появились корректировщики артиллерийского огня в серой, мышиного цвета, форме. По их наводке орудия и минометы дымы от пожаров и груды развалин.

Немецкие корректировщики на колокольне Казанского собора

Это раскрашенный кадр из вражеской кинохроники за сентябрь 1942 г. Некоторые кадры трофейной кинохроники о «взятии» города фашистами были вставлены в 1944 г. в фильм «Возрождение Сталинграда».

А на этой фотографии Вы можете заметить Казанский собор вблизи. На ней из-за колокольни еще торчит труба (помните, что до войны местные власти отобрали здание храма у верующих, и открыли в нем пекарню). Также здесь четко видна примыкающая к церковному зданию слева пристройка с технологическими помещениями хлебозавода.

Казанский собор во время ВОВ

На еще одном фото, немного с другого ракурса (ближе к Волге) изображен фашистский офицер.

Казанский собор с горы, фашистский офицер

Фашисты активно пытались использовать в своей пропаганде религиозный фактор. Как сообщалось в докладной записке А.И. Воронина: «Немцы среди населения усиленно проповедовали религию. По воскресным дням работать не заставляли, при этом заявляли, что когда они укрепят свою власть – откроют церкви, дадут попов … ».

о. Дмитрий Днепровский с семьей

Найдя священника Дмитрия Днепровского, оккупанты предложили ему служить в Казанском храме. Но, смелый батюшка отказался и был вместе с женой и дочерьми выслан в х. Тормосин Чернышковского района. А его сына вместе с женой депортировали в Германию на рабские работы.

Но вот настал и на нашей улице праздник – фашистские войска были окружены. Давайте прочитаем вместе бесценные воспоминания о схватках за Казанский собор командира 422-й стрелковой дивизии гвардии генерал-майора И.К. Морозова про события 25-26 января 1943 г.: «Полк майора Крючихина окружил до батальона пехоты, располагавшейся в подвалах домов и в даргорской церкви. Часть войск противника сложила оружие, остальные сопротивлялись с яростью обреченных. Шли тяжелые бои за железнодорожное депо, хлебозавод, вокзал Сталинград-II, церковь на Дар-горе. На этих объектах засели офицеры разбитых 29-й, 14-й и 371-й немецких дивизий, оставшиеся без войск, а также офицеры госпиталя, размещавшегося в железнодорожных домах и клубе. На помощь им Паулюс подбрасывал подразделения армейского полка связи и части 376 пехотной дивизии генерал-лейтенанта фон Даниэльса». «Депо, железнодорожный вокзал, клуб, водонапорная башня, церковь и прилегающие к ним здания переходили уже раз десять из рук в руки». Как писал Морозов в ещё одних своих воспоминаниях: «После короткого затишья, в ночь на 27 января, воины наших армий пошли на штурм засевших смертников. Те дрались с фанатизмом; отстреливались даже раненые гитлеровские офицеры госпиталя, размещенного в железнодорожных домах возле станции Сталинград-второй. Мужество и героизм наших воинов решили дело. Отличились огнеметчики полков – подполковника Сухова, майоров Крючихина, Фирсова и Черизова. Были истреблены гитлеровские смертники на вокзале Сталинград-второй и в церкви».

Как зафиксировал журнал боевых действий 38-й дивизии, в 5 час. 26 января полки возобновили штурм Сталинграда. К 8 час. они очистили от фашистов Ленинградскую и Ельшанскую улицы, а в 10 час. овладели районом церкви, улицей Вокзальной и вокзальной площадью в районе ст. Сталинград-2…

Казанский собор, октябрь, 1943

Посмотрите, как выглядел Казанский храм после окончания ожесточенных боев. Поражает сила духа наших людей, — им еще негде жить, все ютятся в уцелевших подвалах и землянках, но после Победы, они первым делом просят у властей разрешения восстановить Казанский храм.

Из-за утраты множества храмов в период гонений на веру и во время Сталинградской битвы Сталинградская область в церковном плане переподчиняется астраханскому владыке Филиппу (Ставицкому), в декабре 1943 г. назначенному управляющим Астраханской и Сталинградской епархией. В фев­рале 1945 г. Сталинград посетила делегация Поместного со­бора Русской Православной Церкви, прошедшего 31 января – 2 февраля, из 11 человек.

Владыка Филипп приезжал в Сталинград ещё в сентябре 1944 г. и в мае 1945 г., но поскольку Казанская церковь была ещё не восстановлена, то 22 мая в день святителя Николая архиерей поехал в Красную Слободу. Народ не вмещался в храме, много прихожан стояло на улице.

Официальное открытие храма состоялось 27 июля 1945 г. решением Совета по делам РПЦ, но богослужения в нем начались только весной 1946 г. А до этого с 10 ноября службы временно проводились в частном доме  № 18 по ул.  Аткарской (ныне на его месте остановка трамвая «Улица Ростовская»).

Настоятелем храма после передачи его верующим стал протоиерей Александр Алексеевич Князевский, служивший в 1943 г. в Никитской церкви Сталинграда, а в 1943-1944 г. в Николаевской церкви с. Дубовки. Батюшка являлся и благочинным сталинградских округов епархии в октябре 1944 — начале 1945 гг. 10 апреля 1945 г. сохранившуюся коробку храма передали верующим и о. Александр призвал людей на разбор завалов. У трапезной были обвалены крыша и потолок, не осталось ни одной из колонн.

Известный православный краевед Л.Г. Красник, собравшая много воспоминаний старожилов о возрождении церковной жизни в нашем городе, пишет: «Несколько дней они выносили кирпич из трапезной и складывали его около церкви штабелями». Женщины попытались разбить в Никольском приделе душевые с железобетонными перегородками, но не смогли. И лишь вернувшиеся с фронта И.С. Сиротин и Г.В. Корнеев смогли сломать их кувалдами.

Первая служба в уже наполовину отремонтированном Казанском храме состоялась на Вербное Воскресенье 14 апреля 1946 г.

Историк-краевед, кандидат философских наук Сергей Иванов