Новости Волгоградской митрополии

Митрополит Феодор об угрозе закрытия православных храмов: Конституция дает нам право на свободу совести

26 Марта 2020

Сегодня после Божественной литургии в Свято-Духовском монастыре митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор обратился ко всем присутствующим с проповедью, в которой коснулся обстановки, связанной с коронавирусом. В службе в память священномученика Николая Попова принимали участие епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, епископ Калачевский и Палласовский Иоанн, благочинные, клирики епархий. Вместе со всеми молилась игумения Свято-Вознесенского монастыря Анна (Дорофеева), прихожане.

«Что сегодня, братья и сестры, происходит? Над всем миром нависла некая угроза, которая имеет определенное название – коронавирус. Как нам к этому относиться? Вопрос не праздный. Безусловно, как к попущению Божиему за наши неисчислимые грехи и за отсутствие искреннего и горячего покаяния и изменения нашей жизни.
Мы видим, как страшно проходит эта Божественная кара по Европе. Крематории не успевают справляться. Опустели улицы, прилавки магазинов. Что ждет нас, Россию? Великую, мудрую, боголюбивую когда-то… А сегодня? Мы видим, как в людях зарождается паника. Еще только сверкнула зарница на горизонте, а уже люди потеряли покой. Но как они его потеряли?
Посмотрите, как эта злоба, которая накопилась в человеческом сердце, изливается. Изливается на что? Изливается на кого? На Церковь и на всех верных Господу нашему Иисусу Христу. Почему эта злоба обрушивается на нас?
Вспомним пример праведного Ноя, когда он на протяжении нескольких десятков лет строил ковчег, огромный корабль. Строил в том месте, где не было моря. Эта его деятельность была проповедью будущей жизни за потопом, за чертой смерти. Это была проповедь, обличающая нечестивую жизнь современников. И она безусловно вызывала гнев, раздражение и злость. Они приходили к нему и высказывали свое недовольство. Сначала смеялись, потом угрожали. Если бы не десница Господня, конечно они б его убили. Вот какая злоба человеческого естества, пораженного грехом, самолюбием, самоугождением, эгоцентризмом. Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская – вот что с первым грехом вошло во все человеческое естество и в каждого из нас.
Сегодня мы видим, как один батюшка пошел крестным ходом против инфекции. Дело-то ведь неплохое. Никого не обидел, никого не обругал, слова плохого не сказал. Сколько их там было? Тридцать, пятьдесят человек? Меньше, чем нас здесь. Какую это вызвало бурю негатива! Как люди стали реагировать? Стали требовать вплоть до физического наказания за то, что посмели выйти в страшное время, близкое к чрезвычайному на улицу и собраться вместе, когда есть запрещение вместе собираться.
Дорогие мои, давайте посмотрим на ночные клубы, на спортзалы, на бассейны, на торговые центры. Сколько там собирается людей единовременно? Неужели меньше, чем в этом крохотном крестном ходе? Огромное количество. Они стоят в очереди, дышат друг другу в спину, берут продукты и не боятся заразиться. Потому что это их образ жизни, который они не хотят потерять под влияние страшной инфекции. А те, кто молится, проповедуют иную жизнь, иные ценности их раздражают.
Конституция дает нам право свободы совести. Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях позволяет не только религиозным объединениям, православным общинам, но и индивидуально каждому человеку совершать молитвы и богослужения одному или вместе в специально отведенных местах, в храмах. И запретить эти собрания может только федеральный закон. Никакое распоряжение местной власти отменить собрание верующих не может. Ограничения по количеству людей вступают в силу, когда ситуация признается чрезвычайной. Пока она таковой не признана. Но вполне может быть, что будет признана. Вполне может быть, что и храмы закроют. Это все может быть. Но может этого и не быть. От кого же все это зависит?
Конечно, многие думают, что от правительства. А я скажу: зависит это все от нас. От нашей молитвы, от нашей веры, от нашего покаяния.
Мы знаем из истории, что практически все напасти и смутные времена были попускаемы Богом за наши грехи. Например, смутное время XVII века за грех пьянства, который поголовно охватил русский народ. Пока он не покаялся, не исправился, Господь не даровал победу русскому оружию. И сейчас мы должны понять: с одной стороны, мы малое стадо, но с другой стороны, мы соль земли. Нас так назвал Христос. Соль, которая дает не только вкус, которая прекращает тление, разложение всего общества. Это наша задача — быть крепкими в вере.
Но в то же время, мы должны быть рассудительными и трезвыми. Именно Господь дал правило личной гигиены, гигиены общественной. В Священном Писании мы читаем, что Он научил человека мыть руки перед едой. И мы должны внимательно соблюдать сегодня профилактику вирусных заболеваний. Мы не должны на это не обращать внимание и говорить: Бог спасет, Бог нас защитит. Вы задумались, на каком основании Бог нас защитит, если Он нам послал эти искушения? Может мы Его разгневали своей жизнью, своим поведением, своими поступками? Будем помнить слова Христа, искушаемого диаволом: не искушай Господа Бога Твоего (Лк.4:12).
Мы должны внимательно относиться к гигиене своего тела. Мыть руки, обрабатывать свои жилища, рабочие места и помнить, что этот вирус особым образом действует на пожилых людей старше 65-ти лет. Поэтому и Святейший Патриарх по-отечески обращается ко всем нам, и мы призываем людей пожилых стараться не выходить сейчас из дома, а пастырей – сделать так, чтобы эти люди не были обездолены и лишены церковной молитвы и причастия.
Но в то же время, мы должны собираться с вами на богослужения, как единый кулачок, единая семья, без страха и упрека. И пока за стенами храма мы слышим пир во время чумы, мы должны становиться плотнее в своей духовной массе, качественнее, изменяться духовно, сердечно и умственно. Мы должны помнить о том, что церковь – это святилище, в котором нет никакой нечистоты и никакого порока. Но, в то же время, церковь – это мы, люди, мы носители чистоты или нечистоты. Мы должны об этом с вами помнить.
Мы должны помнить, что Благодать Господня действует очищающе и исцеляюще на всякого человека, сердце которого открыто. По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29). Господь наш Иисус Христос победитель смерти! Что может быть выше и сильнее Его Божественной любви. Только если мы с вами сами этой Любви останемся чуждыми и не приобщенными. Чего да не будет!
Храни вас всех Господь и Матерь Божия. А все утверждения Священного Синода, Православной Церкви, священноначалия принимайте как Божественную волю со смирением, без осуждения, потому что Господь подает благодать смиренным, а гордым Он противится. И по большому счету не важно, как мы приобщимся Святых Христовых Таин. Важно, чтоб мы их приобщились во исцеление души и тела и в жизнь вечную, во оставление грехов, а не во осуждение. Это самый главный момент в нашей духовной жизни. Это нерв нашей жизни, который мы должны всегда чувствовать — приобщение Христу и Его Святой Церкви.
Пусть священномученик Николай, его предстояние, его молитва, его жертвенное служение и его любовь к ближнему и к церкви всегда будет с нами».