Новости Волгоградской митрополии

23 Августа 2019

Это митрополит Гурий (Егоров), митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Пимен (Хмелевский). Все они в разное время служили на нашей земле. Царицынская-Сталинградская-Волгоградская епархия не раз меняла названия и границы. В ее пределах в разное время и в разном статусе служили прекрасные пастыри. Эти трое из их числа.

В числе прочих есть и такая нить, которая связывает святителей с нашей землей крепкими узами. Тянется она к митрополиту Герману (Тимофееву)  и митрополиту Феодору (Казанову), к архиерею на покое и правящему архиерею. Оба они чада духовной семьи, основателем которой был митрополит Гурий. Только если Владыка Герман младший сын в этой семье, то Владыка Феодор уже внук. Так Богу было угодно собрать на Волгоградской земле разные поколения одной духовной семьи, которые приняли и несут ее заветы.

Мы попросили владыку Германа рассказать, как все начиналось.

— А начиналось все в Ташкенте. Владыка Гурий (Егоров) вначале служил архимандритом в церкви во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1946 году состоялась его хиротония во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Это была очень большая епархия. В нее входило четыре республики: Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Во время войны на этой огромной территории было всего несколько храмов, а при владыке Гурии их число увеличилось до 66.

Владыка привлек меня, тогда еще подростка, к архиерейским богослужениям. Я был его иподьяконом. Вместе со мной Владыке прислуживал приезжавший в Ташкент из Ленинграда такой же как я подросток Сережа Зегжда. Много лет спустя он часто бывал в   Волгограде. Работал над книгой об Александро-Невском братстве. Останавливался Сергей Андреевич у меня. Он стал доктором математических наук, профессором Санкт-Петербургского университета. Он очень горел этой темой, мог работать ночами на пролет.

— А как служил Владыка Гурий? Митрополит Иоанн (Вендланд) вспоминал, что в монашестве владыка Гурий искал, прежде всего, молитвенного общения с Богом через Иисусову молитву и правильное, уставное совершение богослужения. Он не был противником некоторого сокращения службы, но всегда стремился к тому, чтобы богослужение сохраняло свою структуру и вселяло в души молящихся смысл и красоту своего содержания.

Владыка Гурий в Средней Азии

— Мне было еще мало лет, и, конечно, тогда я не мог оценивать службу с таких высоких позиций. Но хорошо помню, что служил епископ Гурий очень торжественно. Приходило много молящихся, кафедральный собор в Ташкенте был переполнен. Запомнилось, что на Литургию приезжал он заранее, присутствовал на чтении часов. На Пасху служили и в соборе, и на помосте под открытым небом. Владыка Гурий был очень любвеобильным архиереем, милостивым, снисходительным к человеческим слабостям. А еще он был поучительным. От слова учитель.  Он был очень обаятельный человек, — вспоминает митрополит Герман. — Исключительно внимательно относился к людям. Он очень любил природу, часто выезжал за город. Собственно, эти выезды начались еще когда отец Гурий находился на полулегальном положении. Вместе со своими духовными чадами он участвовал в геологических экспедициях, возглавлял которые геолог, тайный монах Константин Вендланд.

— Владыка, а кого еще из тех, кто жил и служил в Ташкенте после войны вы запомнили?

— Ну, конечно, будущего митрополита Иоанна (Вендланда). Он был геолог, тайный иеромонах. А затем вышел на открытое служение Церкви, стал известным архиереем. Конечно, тесные узы меня связывали с архиепископом Михеем (Хархаровым). С ним мы часто встречались, когда оба уже были архиереями. Я приезжал к нему в Ярославль незадолго до его кончины.

Мы упомянули книгу «Александро-Невское братство», которая увидела свет несколько лет назад, и сегодня является наиболее полной энциклопедией этого удивительного явления в истории нашей  Церкви. Благословил создание Александро-Невского братства священномученик митрополит Вениамин Петроградский (Казанский). В Ташкенте жили несколько матушек, участниц этого братства, приехавших к отцу Гурию из Ленинграда. Это были Вера Николаевна Киселева (инокиня Вера), Ольга Осиповна Костецкая (монахиня Макария), Евгения Сергеевна Миллер (инокиня Евгения). Я тоже знал их. Их духовно окормлял архимандрит Борис (Холчев), замечательный служитель церкви Христовой. Вот такие люди жили в далеких от столиц местах, которые кто-то может быть воспринимал как беспросветную глушь.

При владыке Гурии издавался Информационный бюллетень по Среднеазиатской епархии. Это был машинописный текст в простеньком бумажном переплете. Выходили бюллетени отдельными выпусками, по которым можно проследить хронику служб и деятельности не только владыки Гурия, но и священников, сослуживших ему. Сегодня эти выцветшие листики на вес золота. Они не только рассказывают о событиях 70-летней давности, но и погружают нас в атмосферу того времени, которое невозможно повторить.

Вот как   протодиакон Михей (Хархаров), будущий архиепископ Ярославский и Ростовский описывал поездку в 1948 году преосвященного Гурию в Фергану.

«Получив приглашение от священнослужителей и верующих города Ферганы посетить их город на Рождественских праздниках, Владыка выехал из Ташкента 9 января вечером. Прибыв в Фергану Владыка, едва успев привести себя в порядок после путешествия по железной дороге поспешил в храм, ко всенощной.

В переполненном несмотря на туманную и грязную погоду храме, Владыку приветствовал второй священник. В своей речи о. Стефан (Никитин, будущий епископ Можайский, викарий Московской епархии – ред.) отметил, что верующие Ферганы ждали своего Архипастыря, как учителя, носителя благодати и источник духовного утешения, подобно тому, как некогда св. апостола ждали после вознесения Господня Св. Духа учителя и утешителя их.

Затем в Сергиевском храме была отслужена всенощная. Торжество несколько омрачилось ошибками уставного порядка, допущенными духовенством, и неудовлетворительным исполнением некоторых песнопений правым хором, руководимым В.А. Носовым.

Гораздо более приятное и молитвенное впечатление составлял левый хор, руководимый В.Н. Киселевой. В молитвословиях, исполненных левым хором, чувствовалась слаженность и большая работа его руководительницы.

За всенощным бдением Владыкою было сказано слово на Рождественскую тему.

Из церкви Владыку после всенощной провожала большая толпа народа. В ночной мгле по грязной неровной дороге дрожки доставили Владыку в светлый и уютный домик гостеприимной четы Кочергиных.

На другой день в воскресенье (неделя по Рождеству) Преосвященный Епископ Гурий совершил Божественную литургию в сослужении, как и за всенощной, двух местных священников.

Хор пел лучше вчерашнего, но все же весьма неудовлетворительно все это снижало молитвенное настроение и умаляло значение церковного торжества по случаю приезда Епископа. После обеда Владыка снова говорил на Рождественскую тему.

Затем настоятель храма, благочинный, протоиерей Александр Дмитриев обратился с речью к Владыке, отметив, как тогда к пастырям «стрегущим стадо свое  явился Ангел-благовестник, так и ныне к пастырям Ферганским,  стрегущим свое словесное стадо, прибыл Епископ, как Ангел небесный».

«Благовествуй же нам радость велию», — обратился оратор к Архипастырю.

Владыка Гурий незадолго до смерти. Крым.

Отметил также о. Александр, ту любовь и заботу, с которой Владыко Гурий относится к Фергане и ферганцам, и засвидетельствовал любовь и преданность ферганской паствы своему Благостному Епископу.

В своем ответе о. настоятелю Владыко сказал: «как вся Средняя Азия гордится и хвалится Ферганой, ее плодородием, богатством зелени, прекрасным климатом, так и мне хотелось бы хвалиться ею – ее налаженностью в церковном отношении, стройным пением за благолепным богослужением, но, к сожалению, пока, здесь еще имеются недостатки».

Вечером перед вечерней, Епископ осматривал все церковные помещения и давал надлежащие указания. Владыка указал на неуместность нагромождения на стенах храма мелких бумажных картинок со священными изображениями, на неудобство и опасность в пожарном отношении гирлянд, бумажных цветов у икон и на грубость и неуместность освещения храма неудачно размещенными электрическими лампочками разных цветов.

Владыка дал совет пригласить художника из епархиальной мастерской и поручить роспись храма и иконостаса.

В 5 часов вечера Владыка служил вечерню с молебном и акафистом преп. Сергию Радонежскому. Припев к акафисту под руководством Владыки пел весь народ, напевом, принятым в Троице-Сергиевой Лавре у раки преподобного Сергия.

Акафист прошел умилительно и задушевно и создал у верующих настроение, затушевавшее те неприятные впечатления, которые создались в результате нестройного пения за предыдущими службами.

После молебна Владыка поделился воспоминаниями о днях, проведенных им в Троицко-Сергиевской Лавре.

На другой день, в понедельник, Преосвященный Гурий посетил кладбище, а затем провел совещание с членами Церковного Совета, проверив книги все и формы отчетности и дав ряд принципиальных и практических указаний для правильного ведения церковной отчетности.                           Протодиакон       Михей.

— Я очень многим обязан владыке Гурию, — завершил наш разговор митрополит Герман. — Он дал мне путевку в жизнь, а когда его перевели в Саратов, я остался в Ташкенте, заканчивал в школу. В 1955 году поступил в Саратовскую, затем в Ленинградскую духовную семинарию.  После службы в армии ненадолго вернулся в Ташкент, работал в епархиальном управлении. В мою жизнь вошли уже другие архиереи. Но первым, определившем мое будущее был владыка Гурий.

Подготовила Эльвира Меженная