Новости Волгоградской митрополии

24 Мая 2019

Фото с обложки

Из печати выходит второй номер журнала «Царицын Православный». В журнале можно будет прочесть о прошедших пасхальных торжествах, узнать об особенностях празднования Радоницы, интересных событиях митрополии и многом другом. А сегодня, в День славянской письменности и культуры, предлагаем Вашему вниманию отрывок из статьи профессора Василия Супруна «Куда идешь ты, русский язык?»

Куда идёшь ты, русский язык? 

Серьёзные перемены в развитии современного российского общества не могли не отразиться на русском языке. Так всегда бывает: социальные катаклизмы (а стремительный распад Советского Союза и почти мгновенный переход от социализма к капитализму смело можно назвать «внезапным переломом, разрушительным переворотом», как определяют слово катаклизм словари) обязательно отражаются на развитии языка. Возникают новые отношения между людьми, новые предметы быта, серьёзно меняются искусство и культура – порой кажется, что изменилось почти всё, к чему люди раньше привыкли. И это новое нужно как-то назвать, включить эти слова в фонетику и грамматику, в сочетания с другими словами, в тексты. Естественно, что у носителей языка возникают переживания о судьбе родного языка, они задают филологам вопросы, на которые не всегда можно легко ответить. Вот некоторые из них.

Современный русский язык деградирует или развивается?

Сколько живёт русский язык (по крайней мере, в его литературной форме), столько представители старшего поколения сетуют на его деградацию, на искажение смыслов, на неправильное использование слов и пр. Это беспокойство о русском языке сходно с высказываниями людей старшего поколения, что раньше сахар был слаще. Молодой русско-белорусский поэт Егор Михайлович Серов написал в своём стихотворении:

Раньше солнце было ярче,

Травка зеленее,

Воздух чище, сахар слаще

И вода мокрее.

Было лучше, было проще,

Было веселее,

Снег белее, лёд потолще,

Небо голубее. <…>

Что сказать тебе, друг мой,

Времена не схожи,

Просто мы тогда с тобой

Были помоложе (24 марта 2017 года).

У каждого поколения своё представление о языке, свои особенности речи. Так было всегда, так будет и в будущем. Язык неразрывно связан с говорящими на нём, отражает их вкусы, интересы, нравственные ценности. Сам по себе язык не может деградировать. Приходить в упадок, теряя свои ценные качества, могут люди, общество. Но это общество всегда неоднородно, в него входят носители высокой речевой культуры, строго соблюдающие языковые нормы, и те, кто сознательно или из-за отсутствия чувства родного языка говорит с ошибками, неправильно, сквернословит. Обе эти группы не слишком обширны, особенно первая, а между ними находится большой слой обычных носителей языка, которые могут не так произнести то или иное слово, сделать грамматическую ошибку, но в целом говорят на некоем усреднённом стиле языка, усвоенном в семье, школе, вузе. Беда с языком начинается тогда, когда нижний слой расширяет свои границы, захватывает, подчиняет себе большие группы среднего слоя, когда у сквернословов появляются популярные лидеры, навязывающие своё речевое бескультурье и едва ли не насильно вбивающие его в головы подрастающего поколения. Но виноват ли в этом язык? Больное общество не способно бороться с вирусом безнравственности, который захватывает и речь.

Нужно чётко усвоить, что мат – это язык дьявола. Не может ведь Бог дать такие слова своему любимому созданию?! И пока народ не придёт к православию, не станет воцерковлённым, языковая грязь будет процветать, пропагандироваться, захватывать всё новые слои российского общества. Деградирующее общество пользуется деградированным языком. Но наш земляк академик Олег Николаевич Трубачёв сказал замечательные слова: «Язык – это глыба, это океан (сравним его с Тихим океаном), и он имеет огромные глубины. Есть пена, и есть на самой поверхности некое волнение, а есть такие глубины, где в это же время стоит тишина. Так что русский язык глубок и многослоен, и хочется верить, что он выживет во всех обстоятельствах». Поэтому можно смело сказать, что в своём корневом состоянии язык развивается, а речевая пена, отражающая деградацию общества, исчезнет, уйдёт, когда общество начнёт выздоравливать.

Как появляются неологизмы? Они навязаны языку или наоборот. 

Неологизмы невозможно включить в язык искусственно, навязать языку, их должен принять народ, говорящий на этом языке. Из истории известно, что некоторые русские слова были придуманы писателями. Так, Николай Михайлович Карамзин ввёл в обиход слова впечатление, влияние, трогательный, занимательный и другие. Иван Александрович Гончаров писал в своём очерке «Литературный вечер»: «…Обогащение языка производится писателями с весом. Например, вот Николай Михайлович Карамзин ввёл слово промышленность, его все и приняли». А глагол стушеваться придумал Фёдор Михайлович Достоевский, он даже запомнил, что это произошло 1-го января 1846 года, когда он писал повесть «Двойник», в которую и включил этот глагол. А ещё раньше наш почти земляк, уроженец Астрахани поэт XVIII века Василий Кириллович Тредиаковский постарался ввести в употребление слова гласность, злобность, почтительность, беспристрастность и другие.

Полный текст читайте на страницах официального издания Волгоградской епархии «Царицын Православный».