Новости Приморской митрополии

Кафедра теологии ДВФУ создает условия для более вдумчивого и глубокого восприятия христианских истин

Источник информации: Приморская митрополия
26 Августа 2019

Владивосток. Заканчивается  август, скоро начнется новый учебный год в школах и высших учебных заведениях. Сегодня мы беседуем с Анной Владимировной Здор, кандидатом философских наук, заведующей кафедрой теологии Департамента философии и религиоведения Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета.

- Анна Владимировна, кто поступает учиться на направление «Теология»? Что это за люди?

- Очень разные - и по возрасту, и по жизненному опыту, и по уровню образования. На бакалавриат, как правило, поступают те, кто только что окончил среднюю школу. Среди этих молодых ребят есть и воцерковленные, и просто интересующиеся религиозными, мировоззренческими вопросами. На отделении профессиональной переподготовки учатся взрослые люди, у которых уже есть какая-то специальность. В магистратуру идут как молодежь, так и люди, имеющие опыт практической работы. Например, в этом году абитуриенты магистратуры из числа бакалавров - это, главным образом, наши выпускники, теологи и религиоведы, но также есть журналист, историк и юрист. Кроме того, среди магистрантов есть экономисты, врач, педагог. Все они в дополнение к первому образованию приобрели базовые знания по теологии – либо на программах профессиональной переподготовки, либо на катехизаторских курсах, и теперь желают получить более полное и глубокое богословское образование.

- Какие цели они ставят перед собой?

- Мотивы, которые побуждают людей приобретать теологическое образование, разные. Практическим всем мы задаем вопрос: почему вы выбираете эту специальность? И часто слышим в ответ, что человек ищет истину, хочет понять, в чем смысл жизни, стремится разобраться в духовных проблемах. Многие говорят о том, что их волнует утрата в современном обществе нравственных ориентиров, и они хотели бы внести свой вклад в исправление этого положения. Бывает и так, что сам человек или кто-то из его близких столкнулся на собственном печальном опыте с деструктивными религиозными организациями или оккультизмом, и теперь хочет глубже разобраться в вопросах религиозной жизни, чтобы впоследствии помогать тем, кто окажется в аналогичной ситуации. Многие планируют использовать полученные знания в просветительской работе, в социальном служении. Большинство наших выпускников становятся преподавателями – в средних и высших учебных заведениях, в системе дополнительного образования, в светских и церковных структурах. Имеющие способности и желание заниматься научной работой реализуют себя на этом поприще, продолжают обучение в аспирантуре, в том числе, в столичных вузах. Есть те, кто находит применение полученным знаниям, работая в учреждениях культуры, туризма, административных и правоохранительных органах. Среди наших выпускников есть и те, кто принял священный сан.

- Почему в наши дни теология все более интересна тем, кто хочет получить второе образование?

- Среди наших так называемых «взрослых» студентов немало тех, кто учится «для себя», то есть желает глубже узнать православную традицию для того, чтобы осмысленно участвовать в церковной жизни. Кроме того, зрелые по возрасту люди, как правило, понимают, что знания о религии являются важным условием расширения гуманитарного кругозора, всестороннего понимания многих аспектов истории и культуры. Часто к нам поступают учителя, которые преподают основы православной культуры и другие гуманитарные дисциплины. Есть те, кто занимается катехизацией и социальной работой на приходах. К нам приходят учиться также психологи, медики, которые на определенном этапе своего профессионального развития осознают, что имеющихся у них специальных знаний недостаточно для понимания человеческой личности, ее внутреннего мира, сложной связи ее душевных и телесных проявлений.

- Менялся ли контингент ваших студентов в разные годы? 

- Явления, которые имеют место сегодня в религиозной жизни, трудно оценить однозначно. С одной стороны, уходит в прошлое и некоторая «мода на духовность», и романтический энтузиазм 1990 – начала 2000-х годов, когда казалось, что наступившая религиозная свобода – залог скорого духовного возрождения России, скорого массового воцерковления наших соотечественников. В силу разных причин не всё, о чем многим мечталось в те годы, осуществилось. Но тем более ценным сегодня представляется стремление людей посвятить своё время и силы тому, чтобы получить основательное богословское образование, глубоко разобраться и в вероучительных, и в церковно-исторических вопросах. Православное Предание – тот камертон, который позволяет человеку отделять безусловно значимый, устремленный в вечность стержень церковной жизни от разнообразных наслоений, порождаемых историческими обстоятельствами и человеческими несовершенствами. Думаю, что современная непростая ситуация парадоксальным образом создает условия для более вдумчивого и глубокого восприятия христианских истин.