Новости Владимирской и Суздальской епархия

11 Сентября 2013

Ныне Святая Церковь чествует память святого благоверного великого князя Александра Невского, сына великого князя Ярослава Всеволодовича, правнука Владимира Мономаха, благочестивую отрасль от благочестивого корене. Князь Александр Ярославич был потомком Рюрика в 11 колене, внуком князя Всеволода (Димитрия) Большое Гнездо, правнуком князя Владимира Мономаха.

Взирая мысленными очами на житие святого благоверного князя мы видим его в детские годы на своей родине в граде Переславле Залесском во время, когда утверждается сам строй человеческой души.

Церковные песнопения, высокие Евангельские глаголы глубоко запечатлелись в сердце и уме отрока, впитавшего дух смирения и спасительной православной веры. Под сводами древнего белокаменного Спасского собора звучали слова Евангелия, слова Самого Господа: «Иже хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет: Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою мене ради и Евангелия, той спасет ю»» (Мр.,8,34-35)

Крестоношение как содержание духовной жизни христианина нашло самый живой и непосредственный отклик не только в душе, но самой жизни князя Александра Невского.

В Житии князя, составленном насельником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря около 1264 года, о рождении князя Александра сказано: «съи бе князь Александръ родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава и от матере Феодосии».

Имя Александр было весьма редким в домонгольский период в княжеском именослове и его носили только 3 из Рюриковичей до Александра Невского. Князь был наречен во имя мученика Александра Римского (284-305 гг.), память которого отмечается 13 мая по юлианскому календарю.

Родина будущего великого князя владимирского - Переславль Залесский, где он появился на свет 13 мая 1221 года.[1] В 1225 году князь Ярослава «учинил сыновьям княжеский постриг». Обряд посвящения в князи-воины совершил святитель Симон Владимирский в Спасо-Преображенском соборе.

В историю князь Александр вошел с прозвищем Невский, как свидетельство своей битвы со шведами. Следует отметить, что в исторических источниках такое наименование, связанное с именем князя Александра Ярославича, зафиксировано не ранее 16 века. Считают, что князь был так наименован в «Степенной книге царского родословия» времён митрополита Макария и царя Ивана IV Грозного.

Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, — свидетельствует о князе писатель его жития. — Вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем... Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся....Во устех же беспрестанно бяху божественная словеса, услаждающа его паче меда и сота”.

Как считают, первым косвенным летописным свидетельством о князе Александре является запись в Новгородской летописи под 1223 г. В ней сообщается: «Поиде князь Ярослав съ княгынею и съ детми Переяславлю».

В 1228 году впервые имя князя Александра упоминается в летописи в связи с отъездом его отца в свой город Переславль Залесский, оставившим в Новгороде в качестве правителей «два сына своя, Феодора и Альксандра, съ Федоромь Даниловицемь, съ тиуномь Якимомь». В 1228 году первое упоминание о князе Александре в связи с событиями в Новгороде, где он был оставлен князем Ярославом со своим братом Феодором под присмотром тиуна Якима. В 1234 году состоялся первый боевой поход князя Александра в рядах русских войск своего отца князя Ярослава против ливонских немцев.

С 1236 года, когда Ярослав Всеволодович уезжает из Переславля-Залесского вначале княжить в Киеве, а затем в 1238 году во Владимире, князь Александр Ярославич начинает свою самостоятельную политическую деятельность.[2]

В 1239 году князь Александр вступает в брак с княгиней Александрой, дочерью Брячислава Полоцкого. Таинство венчание состоялось в храме святого Георгия в городе Торопце. Предание связывает происхождение образа Фёдоровской Божией Матери с бракосочетанием князя Александра Невского. Первенец – сын Василий родился в 1240 году в Новгороде. Князь Александр положил множество сил на укрепление западных рубежей Руси. 15 июля 1240 года состоялось известное сражение русских войск со шведами, вошедшее в историю как Невская битва. Оглавляя это сражение, князь Александр «неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём меча печать на челе». В этом же году князь Александр возвратился к своему отцу Ярославу, от которого получил на княжение Переславль-Залесский и вновь вернулся на северо-восток Руси. Желавшие хранить свои вольности и не подчиняться княжеской власти, новгородцы были усмирены чужеземцами, грабившие их земли и купцов, и были вынуждены вновь обратиться к князю Ярославу. Для защиты русских земель был послан вначале Андрей Ярославич, а потом по сугубой просьбе новгородцев в 1241 году вновь был призван Александр Невский. В этом году была очищена от захватчиков новгородская земля, освобожден Псков. 5 апреля 1242 года на границе с ливонским орденом произошло Ледовое побоище. В 1245 году были отражены набеги литовцев под водительством Миндовга. Литовские люди стали в страхе «блюстися имени его». Шестилетняя защита князем Александром Невским северо-западной Руси заставляет неприятелей отказаться от самой мысли о завоевании русских земель и даже уступить новгородцам по мирному договору часть Латгалии. В завершении этого времени происходят трагические события, связанные с отношениями Руси и Орды. 30 сентября 1246 года в Каракоруме был отравлен Ярослав Всеволодович – великий владимирский князь.

В 1247 году по кончине своего отца князь Александр с братом Андреем поехал впервые в Орду на поклонение к Батыю Согласно воле Бату-хана Ярославичам совершили опасное путешествие в Монголию к великому хану.

В 1250 году братья вернулись на Русь с ярлыками на княжения: Младший из братьев Андрей по воле хана получил Владимирский престол. Князю Александру Невскому достались в управление киевские и новгородские земли.

В 1252 году на русские земли двинулась «неврюева рать» - татарские войска под командованием царевича Неврюя. Во время этого нашествия князь Александр находился в Орде и от Сартака - сына Батыева, получил ярлык на Великое Владимирское княжение. Хан Сартак, как считают многие историки был христианин.

В трудное время пришлось нести бремя власти князю Александру. С запада Русские земли терзали шведы и немцы, желавшие «окатоличить» Русь, подчинить ее власти папы. С востока угрожали монгольские полчища.

Благоверный князь Александр Ярославич находился на Владимирском престоле около 11 лет. Своим заступничеством он охранял землю Русскую, выкупал пленных и способствовал возвращению своего брата Андрея Ярославича на Русь, где он стал Суздальским князем.

В 1261 г. тщанием митрополита Кирилла и содействием великого князя Александра Невского была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, Сарайская епархия Русской Православной Церкви, выполнявшая миссию духовного окормления христиан и христианизацию языческих и иноверных народов, входящих в состав Орды.

Четырежды князю приходилось быть в Орде у хана, дабы «отмолить» людей от беды. В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле Залесском, Ярославле и других русских городах начинается восстание против монгольских баскаков. Следует учесть, что в начале 60-х гг. XIII в. Орда отделилась от Монгольской империи. Разлад между верховным правительством Монгольской империи в Каракоруме и Ордой со столицей в Сарае использовала Русь. Князь Александр Невский поддержал эти выступления, рассылая грамоты с призывом «тотар побивати». Убийство сборщиков дани грозило карательной акцией монголов. Кроме этого на отношения Руси и Орды накладывали отпечаток внешние обстоятельства. В связи с возможным военным конфликтом Орды и Ирана хан Берке хотел расширить повинности Руси и потребовать от неё военного набора. Князь Александ Ярославич совершает свой последний поход в Орду для того, чтобы разрешить эти вопросы в пользу Руси и убедить хана Берке отказаться от этого требования. Последнее пребывание избавило Русскую землю и церковь от очередного татарского погрома. Более того, русская земля была освобождена от жестокой повинности участвовать в военных походах монголов и выставлять военные отряды. Последнее деяние благоверного князя Александра для родной земли было проявлением его любви к истерзанному Отечеству. Уже будучи больным, князь отправляется в обратный путь из Орды. На пути в Городце Волжском в Федоровском монастыре он преставился, приняв схиму с именем Алексий. Это событие произошло 14 ноября 1263 года.

По словам летописца, святой благоверный великий князь Александр умирает "много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение отдавая живот свой и за правоверную веру".

Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о смерти Александра словами: "Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Суздальской земли", и все воскликнули: "уже погибаем!".

Князь был погребен под сводами белокаменного Богородице-Рождественского собора Богородицкого монастыря во Владимире.[3] При погребении князя произошло чудо, изумившее всех. 23 ноября при погребении в Богородице-Рождественском монастыре г. Владимира, когда митрополит Кирилл и эконом обители Севастиан хотели разжать руку князя, чтобы вложить в нее разрешительную грамоту, усопший сам протянул руку и взял грамоту. После этого события князь Александр стал почитаться как местночтимый святой.

Во второй Псковской летописи содержится особое сказание "О житие и храбрости благоверного великого князя Александра", являющееся знаком всенародной любви к своему защитнику и печальнику.

Житие святого благоверного великого князя Александра Невского является особым жанром военной героической повести Князя сравнивается не только с библейскими героями, но и с героями древности – Ахиллом, Александром Македонским и императором Веспасианом:

«О умном и кротком и смысленом, о храбром тезоименитого царя Александра Македонского, подобник царю Алсхвысу крепкому и храброму, сице бысть повесть о нем... И возраст (рост) его паче инех человек, глас его яко труба в народе, лице же его бе яко Иосифа прекрасного... Сила же его бе вторая часть от силы Самсона; и дал ему Бог премудрость Саломона, храбрость же яко царя Римского Еуспасьяна, еже бе пленил всю землю Иудейскую...»

Заключительные слова жития выражают христианскую оценку героической жизни благоверного князя, признательность верующего сердца русского человека: «Тако бо Бог прослави угодника своего, яко много тружеся за землю русскую, и за Новгород, и за Псков, и за всю землю русскую, живот свой полагая за православное христианство".»

Согласно преданию, записанному во Владимире, первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 г., при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского "блаженным".

Святой благоверный великий князь Александр Невский был канонизован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому благоверному князю был составлен тогда же иноком Богородице-Рождественского монастыря во Владимире Михаилом.[4]

Дни празднования памяти святого Александра Невского отмечаются в Соборах святых Ростово-Ярославских (5 июня по нов. ст.). Владимирских, Санкт-Петербургских, Нижегородских и иных, в день перенесения мощей в Санкт-Петербург в 1724 (30 августа (12 сентября по нов. ст.), в день погребения во Владимире, в схиме Алексия в 1263 ( 23 ноября (6 декабря по нов. ст.).

В 1724 году по повелению императора Петра Великого они были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург – новую русскую столицу на брегах Невы в Троицкий собор Александро-Невской лавры.[5]

15 июня 1724 г. Святейший Синод издаёт специальное постановление об иконописном изображении святого благоверного князя Александра Невского, в котором указано, что отныне князя Александра Невского "в монашеской персоне никому отнюдь не писать", а только "во одеждах великокняжеских". С тех пор в иконописании распространился новый иконографический тип святого Александра Невского в княжеской одежде.

В 2008 году в ходе опроса мнения граждан России князь Александр Невский избран «именем России»

Многие храмы в настоящее время посвящены памяти святого благоверного великого князя Александра Невского.[6] Множество их и на лике Владимирской земли.[7] Это Александро-Невский храм села Барсово Киржачского района, часовня Александра Невского поселка Новки Камешковского района, храм Александра Невского города Судогды, Александро-Невский храм села Ново-Александрово Суздальского района, надвратный храм Богородице-Рождественского епархиального монастыря города Владимира.

Во многих храмах имеются приделы в честь Александра Невского. Это придел Александра Невского в Троицком храме города Карабаново Александровского района, придел Александра Невского в Богородице-Владимирском храме поселка Мстера Вязниковского района. Считается о наименование одного из городов Владимирской области - Александрова, возникшего из Александровой слободы, связано с именем святого князя Александра Невского.

Среди мемориальных памятников, связанных с жизнью князя Александра Невского можно назвать Успенский собор во Владимире[8], где находится гробница его отца великого Владимирского князя Ярослава Всеволодовича (+1252 г.) и где сам князь Александр был «венчан» на Великое владимирское княжение.[9] Успенский собор Княгинина монастыря является усыпальницей супруги князя Александры и его дочери Евдокии.[10] Мать святого благоверного князя Александра Феодосия по древнему преданию свое упокоение она нашла в Георгиевском монастыре города Владимира, где в древнем Георгиевском соборе до сих пор находится ее гробница.[11] В течение более четырёх столетий Богородице-Рождественский монастырь города Владимира был местом упокоения великого князя Александра в схиме Алексия.[12] Белокаменный Богородице-Рождественский собор, являющийся мемориальным памятником, был разрушен в 1930 году. В ходе работ по возрождению собора были в 1997 году проведено археологическое исследование древних фундаментов. Во время четырехмесячных работ ученые обнаружили старинные захоронения и в их числе гробницу великого князя Александра Невского. На южном фасаде было открыта “певница”, т.е. пристройка к собору, место погребений. По мнению археолога В.П. Глазова один из открытых саркофагов связан с именем святого благоверного князя Александра Невского и является местом его первого захоронения.[13]

В 1999 году после трехлетний археологических изысканий на месте древних фундаментов начинаются работы по строительству нового собора Рождества Богородицы, который является храмом-памятником. Наблюдательный совет утвердил концепцию восстановления собора, в соответствие с которой западный притвор храма-памятника был воссоздан с учетом возможности экспозиционного показа белокаменных столпов 12 века.[14]

В августе 2004 года собор был освящен и ныне вновь под его сводами звучат слова славословия святому благоверному великому князю Александру Невскому, Его же святыми молитвами Господь да не оставит Церковь Русскую и нас его чад.

Ссылки на литературу:

1. Большая советская энциклопедия указывает датой рождения 13 мая 1221. По мнению В. Н. Татищева – это суббота, 30 мая 1220 года. По мнению В.А Кучкина 13 мая 221 года См. Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. № 2. С. 174—176.

2. Кривошеев, Ю.В. Александр Невский. Эпоха и память: ист. очерки / Ю.В. Кривошеев, Р.А. Соколов. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2009. – 240 с. : ил.

3. Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря.- Владимир:2000.-208 с.

4. Колобанов В.А. Владимиро-Суздальские литературные памятники XIV-XVI веков. - М.:1982

5. Хитров М. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. – М.:1893.- С. 197

6. Солнце земли Русской: (к 780-летию великого князя Владимирского Александра Невского): Методико-библиографические материалы.-Владимир: 2000.- 63 с.

7. Александр Невский. По материалам городского краеведческого конкурса «Знай и люби родной Владимир», посвященного 780-летию со дня рождения великого князя Владимирского Александра Невского - Владимир: 2003.- 116 с.

8. Устремленный в вечность. Патерик Свято-Успенского кафедрального собора града Владимир.- Владимир:2008,204 с., ; илл.

9. Тимофеева Т.П. Город Владимир- столица Великого Владимирского княжения (XIV в.)//Материалы восьмой городской краеведческой конференции. «Владимир: история и современность».- Владимир: 2013. С. 35.

10. Успенский Княгинин монастырь во Владимире. -М.:1995.- 78 с.

11. Сперанский М.А. свящ. Древние гробницы Георгиевской церкви в губ. г. Владимире //Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Кн. IV Владимир:1902, С. 1-18; Миловский Н.М. свящ. К статье свящ. М.А. Сперанского «Древние гробницы Георгиевской церкви в губ. г. Владимире»//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Кн. VI Владимир:1904, С. 157-160

12. Тихонравов К.Н. Богородице-Рождественский монастырь во Владимире.-Владимир: 2002.-80 с.

13. Майоров М. Археологи обнаружили саркофаг великого князя Александра Невского// Молва,13.09.1997, № 109.

14. Трофимов А.Н. Новые концепции в современном храмостроительстве. //Свет невечерний,2001,№1,С.30

иеромонах Варфоломей (Минин),

настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Владимира,

к.и.н., заведующий кафедрой церковной истории Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Владимирской епархии