Новости Владимирской и Суздальской епархия

Источник информации: Владимирская епархия
9 Января 2015
p>С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Чем мы отзовемся на любовь Божию?

"Мы стоим у преддверия Рождества Христова. С великой радостью и в великом изумлении поклоняемся мы вновь воплощению Слова Божия. Ликуют и трепетно горят сердца, слыша Ангельское благовестие: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь.»

Станем мысленно у пещеры, где некогда родился Христос и поклонимся Ему, вместе с чистосердечными пастухами, мудрыми волхвами, праведным Иосифом, Пречистой Девой Богоматерью, с Ангелами и со всей спасенной тварью, поклонимся Ему, как Самому Богу, явившемуся плотью.

Поклонимся Ему со слезами благодарности и любви — радости и скорби, ибо Рождество Христово для нас начало спасения, загорающаяся заря надежды, дар вечной жизни; но для Христа-Спасителя Рождество это начало крестного Его пути и эта пещера, где среди тихой морозной ночи стал человеком Превечный Бог, предвозвещает о другой пещере, куда, после Распятия и мучительной смерти, пречистое Его тело положат Иосиф с Никодимом.

Вдумайтесь в эту любовь Божию, явленную в Воплощении: Отец посылает Сына Своего в мир — не судить мир, а спасти мир; для того, чтобы нерадостный, горький, осиротелый мир познал любовь и уверовал в любовь Отец посылает Сына в мир, зная, что Он погибнет жестокой смертью от руки тех, которых Он пришел спасти… Страшно бывает идти на смерть; но кто измерит любовь Отца, посылающего на верную смерть Единственную любовь Свою?

И вот, Сын становится человеком, рождается в смерть — послушно, любовно, свободно. Он облекается в плоть и возлагает на Себя всю скорбь, весь холод и всю тоску одинокой жизни человека. Он принимает без остатка всю судьбу падшего — оставаясь Сам непорочным. Он становится мужем скорбей.

Пророк Исаия говорит о Нем: «Он изъязвлен был за грехи наша, и наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились. Но страдал Он добровольно, был презрен и умален пред людьми, муж скорбей, изведавший страдания.» (Ис, 53, 5).

«...И за друга, — пишет ап. Павел, — едва ли кто согласится умереть, разве что за благодетеля.» А Христос жизнь Свою отдаёт за ненавидящих Его: «Никто, — говорит Он, -жизни Моей не отнимает у Меня: но Я Сам её отдаю», ибо по Его слову: «Никто большей любви не имеет, чем тот, кто душу свою полагает за друзей своих» — и всех объемлет любовь Христова: «Прости им, Отче, — молился Он на кресте за Своих мучителей,- они не знают, что творят.» И Он, Жизнь вечная, умирает на Кресте; глубока, неизъяснима и страшна эта тайна смерти Бессмертного, тайна Распятия и Гроба и всепрощения, — и нерушимой заповедью звучат к нам слова Спасителя: «Я вам пример дал: следуйте ему, любите друг друга так, как Я возлюбил вас.»

И не напрасно прозвучала эта проповедь любви. С тех пор тысячами, тьмами верующие во Христа последовали за Ним, с радостью повторяя за ап. Павлом: «Нам дано не только веровать, но и страдать за Христа,» и сонмы мучеников, преподобных, исповедников древних и современных кровью запечатлели веру свою. И мы дивимся и благоговеем пред их подвигами, — но их подвиг принадлежит им.

Чем же мы с вами отзовемся на любовь Божию? Принесем Ему ту чистоту сердца, за которую пастухи первые удостоились поклониться Спасителю, ибо «блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят»; принесем Ему с мудрыми волхвами «сверкающую славу, звонкую полнозвучность, нержавеющую чистоту золота» — красоту, сокрытую в недрах душ наших: постоянным подвигом, настойчивым, неослабевающим терпением, крупица за крупицей, извлечем её из таинственных глубин; принесем Христу и чистую молитву от правдивого сердца и нелживых уст; и мужественную праведность, и смелую, бесстрашную веру; доверимся Ему каждый в меру сил своих, но изо всех сил своих, без остатка, без оглядки, сердцем недвоящимся, целомудренным. Но раньше всего принесем Ему дар любви нашей. Станем с Ним едиными через любовь и в любви, — и любовию Христовой, которую ничто не могло сломить, возлюбим тот мир, за который Он жизнь отдал Свою, — возлюбим каждого, как Он научил нас любить. Воинами Христовыми выйдем в жизнь с новой надеждой и с новой силой, принесем в холодный мир огненную, победоносную радость нашу, чтобы заликовала всякая душа, чтоб у всех рассеялся страх, чтоб свет Христов озарил всех, чтоб едиными устами и единым сердцем всем, всем без остатка воскликнуть: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Аминь".

Митрополит Сурожский Антоний 1953 г.

Гадания на Святки?

"Ежегодно практически каждому священнику приходится говорить о святочных гаданиях. Причем аргументы тех, кто любит предаваться этому отнюдь не безопасному занятию, поражают своей находчивостью. Здесь и рассуждения о том, что нечего народные традиции забывать; и доказательства, что это всего лишь безобидная игра, и даже утверждение, что данное действо Церковью благословлено, так как с молитвой творится и церковными предметами (свечами, ладаном) освящается.

Лукавый на выдумки хитер и для того, чтобы свое лукавство оправдать, обязательно удивительные по находчивости аргументы преподнесет.

Нет оправдания гаданию. Церковь об этом на протяжении всех веков своего существования неоднократно высказывалась. Не существует безопасных методик, как и нет деления на «белых» и «черных» магов. Многократно проповедовали и писали о вреде гаданий и предсказаний Святые Отцы Церкви. Вот слова святителя Василия Великого:

«Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».

Одна из причин – духовная всеядность. 20 лет религиозной свободы так и не смогли выработать у нас, православных, четкого понимания «что такое хорошо и что такое плохо». По-прежнему, сочетание церковных Таинств и молитв с оккультными практиками и верой в равновеликость добра и зла практикуется. Недавний пример, рассказанный мне местным священником.

В одном из наших монастырских храмов всегда очень чистые, до блеска отдраенные полы. Оказывается, если в какой-то семье проблема с деторождением, то надобно приехать и помыть пол в данной обители. Этого будет достаточно, чтобы ребенок появился...?

И подобных суеверных утверждений существует великое множество. Здесь тебе и херувимский ладан, и земелька со святого места, которую надобно съесть, и второе, «тайное» имя для крещаемого ребенка...

Вера в то, что без нашего духовного труда, стремления к соблюдению Заповедей и постоянной церковной жизни можно добиться того, что надобно именно сейчас, и есть основа существования магов всех мастей и категорий.

Еще одной причиной неугасающей любви к гаданию и предсказаниям является навязываемая ныне и в государственном масштабе политика «хранения народных традиций». Вот только в веер этих «традиций» вошло не только доброе и вечное. Под вывеску заботы об историческом наследии и культурных ценностях смели всю языческую грязь, разрисованную столь красочным внешним видом. Под карнавальными одеждами и купальным веселием не замечается всё та же ухмылка врага рода человеческого. Святочные гадания также усиленно возводятся в ранг «традиции», а там, где эту «традицию» принимать не хотят, откровенное нечестие преподносится в ранге забавы, шутки или игры. Этот легкомысленный флирт с потусторонним миром подобен по своим последствиям легкому наркотику. Он обязательно потребует продолжения в более четкой и уже страшной, гибельной форме.

В течение года существуют несколько дней и недель, когда особо ярко проявляют себя силы зла. Святки – один из таких периодов, потому что это время, наиболее приближенное к настоящему Чуду — рождению Спасителя.

«Cвяточные гадания, — пишет протодиакон Андрей Кураев, – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

Церковь категорически запрещает гадания (будь то святочные или любые другие):

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают»(61 правило VI Вселенского собора).

Стоит заметить, что многие виды гаданий, особенно в дни рождественские и крещенские, требуют снятия с себя нательного креста. Мимоходом предлагается крестик убрать в сторону, то есть отречься от Бога, дабы не мешал предстоящему диалогу с бесятами. Для гаданий выбираются места, где, как считается, «обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период». Места нежилые и нестандартные, такие как заброшенные дома, бани, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.д.

Необходимо постоянно помнить, что любое предсказание и магическое утверждение, обязательно оставляет след в нашей жизни, даже если мы просто их выслушиваем и считаем лишь «игрой». Этот след далеко не безобиден. Он вольно и невольно будет лишать нас того, что есть высшая ценность – свободы собственной воли, Богом нам данной. Не надо забывать, что Христос рождается в Вифлеемской пещере еще и потому, чтобы быть свободным и не зависеть в своем выборе ни от римского императора, ни от царя Ирода, ни от иудейского Первосвященника. Так зачем же нам, Христа славящих и Ему верующих, эту свободу отдавать результату гадания?"

Протоиерей Александр Авдюгин


АКТУАЛЬНО

Из Доклада Святейшего Патриарха Кирилла
на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2014 года)

На приходах должна быть правильно поставлена работа по приобщению к общине тех, кто только-только входит в храм. Для этого мы сейчас располагаем двумя важными инструментами. Во-первых, это предкрещальная катехизация, а, во-вторых, так называемое приходское консультирование.

Напомню еще раз, как и в прошлом году, что по решению Священного Синода, одобренному Архиерейским Собором 2013 года, огласительные беседы следует проводить не только с теми взрослыми, кто желает креститься, но и с будущими крестными, и с родителями детей, которых готовят к принятию Святого Крещения. Да, к сожалению, всегда будет некоторое число недовольных этими «сложностями» и даже тех, кто будут говорить, как недавно поделился катехизатор одного храма на своей странице в социальной сети: «Таинства?... Заповеди?... Нам этого ничего не надо, мы хотели просто креститься! Ну, раз верить в Бога так тяжело, мы, наверное, откажемся».

Что же, в таких случаях надо молиться о том, чтобы Господь привел этих людей к Себе иными, ведомыми Ему путями. Но такие реакции — отнюдь не повод отказываться от огласительной работы, со ссылкой на то, что, дескать, мы покрестим, а там само собой все образуется, душа «сама» будет тянуться к Богу.

Теперь несколько слов об укреплении приходской общины.

Священный Синод на своем июльском заседании, затрагивая тему приходской общины, в частности, подчеркнул: «Важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви». К сожалению, приходится осознавать, что пока далеко не везде или не в полной мере богослужение, в том числе Божественная литургия, осознается именно как дело общее, совместное. Прихожане часто воспринимают богослужение как разновидность личной молитвы, но в храме, в присутствии других людей. (...)

Следует продумать возможные формы совместного участия всех прихожан в богослужении. Тот же владыка Пантелеимон пишет о пользе народного пения, которое сегодня чаще всего сводится к общему пению за Литургией Символа веры и молитвы Господней. Такое пение, под управлением диакона, можно было бы распространить и на ряд других любимых прихожанами песнопений, в том числе и за Всенощным бдением. Вспоминая свой опыт служения в академическом храме в городе на Неве, скажу об особом восприятии, как студентами, так и прихожанами, общего пения Евхаристического канона. Мы начали с того, что раздали тексты «Милость мира…» всем, кто был в храме. Регент хора, нынешний Преосвященный митрополит Иоанафан, управлял поющими, которым подпевала группа студентов на начальном этапе. Очень скоро весь храм с большим воодушевлением пел значительную часть Литургии. И особенно когда в этом участвует молодежь, дети, меняется атмосфера в храме.

И разве можно сравнить это народное пение, вовлекающее людей в свершение Евхаристии, с пением профессиональных платных певцов на клиросе, которые иногда даже внешним своим видом являют некий диссонанс со всеми теми, кто молится в храме? Давайте подумаем о том, как это возможно сделать.